Премия Рунета-2020
Беларусь
+8°
Boom metrics
Звезды21 сентября 2022 21:01

Ищем и узнаем Минск в фильме «Стиляги», который 15 лет назад снимали в Беларуси: ГУМ стал «Коктейль-холлом», а проспект Независимости – московским Бродвеем с башней Кремля

15 лет назад в Минске снимали фильм «Стиляги» - вот в каких сценах узнается столица Беларуси
Вадим БЕЛЯЕВ
Съемки фильма "Стиляги" стал для Минска событием, о нем говорили жители столицы 15 лет назад. Фото: архив

Съемки фильма "Стиляги" стал для Минска событием, о нем говорили жители столицы 15 лет назад. Фото: архив

Знаменитый российский режиссер Валерий Тодоровский снимал 15 лет назад один из самых известных своих фильмов «Стиляги». К слову, не только эту картину, но и множество других: например, «Любовник» и «Оттепель», а также сериал «Каменская» как продюсер. Тодоровский с восхищением признавался: «Минск очень удобный для кино город. Когда мы снимали «Стиляг», городские власти позволили перекрыть проспект Независимости в центре столицы. В Москве такое невозможно».

Мэлс (Антон Шагин). Кадр фильма

Мэлс (Антон Шагин). Кадр фильма

Мы решили вспомнить локации в Минске, которые легко угадываются в этой картине.

ГУМ стал «Коктейль-холлом», а проспект Независимости - Бродвеем

Мэлс, главный герой фильма прощается с отцом (его играет Сергей Гармаш) и забегает в хорошо узнаваемый минчанами раритетный трамвай. Действие происходит на улице Октябрьской, которую еще не успели разрисовать граффити.

Трамвай едет по улице Октябрьской в Минске. А вдали виднеется московская высотка. Кадр фильма

Трамвай едет по улице Октябрьской в Минске. А вдали виднеется московская высотка. Кадр фильма

Трамвайчик начинает двигаться, камера взлетает, и мы видим перспективу, но на заднем плане вместо стадиона «Динамо» красуется нарисованная на компьютере московская высотка.

На заднем плане хорошо виден ГУМ. Кадр фильма

На заднем плане хорошо виден ГУМ. Кадр фильма

Минский ГУМ стал идеальной площадкой для съемок первой встречи Мэлса с веселой компанией стиляг у «Коктейль-холла». Современные газетные киоски закрыли бутафорскими типа «Соки-воды» и «Табак» а-ля из 50-х годов.

Напротив Нацбанка Беларуси прямо посреди проспекта Независимости стоит регулировщик, люди переходят дорогу прямо через современную двойную сплошную (она видна в кадре). На указателе остановки написано «Улица Горького». Она же «Брод», «Бродвей» или «Пешков-стрит», как спустя четверть века будут называть советские хиппи улицу Тверскую в Москве. Проспект Независимости сыграл ее просто идеально – та же сталинская архитектура, тот же размах и мощь. Разве что этажность пониже.

Позади героев ларек "Табак". На этом месте в Минске на самом деле стоит газетный киоск. Кадр фильма.

Позади героев ларек "Табак". На этом месте в Минске на самом деле стоит газетный киоск. Кадр фильма.

Это любимое место тусовки стиляг, с которой впервые знакомится Мэлс. Мы видим за его спиной хорошо узнаваемые большие стеклянные витрины магазина «Лакомка». Стиляги стоят как раз напротив входа в минский ГУМ. Интересно, что на дальнем плане виднеется нарисованная башня Кремля – перспектива практически как на реальной Тверской.

На заднем плане виднеется размытая башня Кремля. Кадр фильма

На заднем плане виднеется размытая башня Кремля. Кадр фильма

На кабриолете с розовым бульдогом на пассажирском сиденье подкатывает еще один герой Фрэд (его играет Максим Матвеев) – сын дипломата (в исполнении Олега Янковского, о минской юности которого мы рассказывали тут). Он останавливается прямо напротив входа в ГУМ и вызывает восторг друзей. Кстати, этот шикарный американский автомобиль Hudson Custom Eight Convertible Coupe когда-то принадлежал Валерию Чкалову и его специально для съемок везли из Москвы.

Авто Валерия Чкалова доставили в Миинск. Фото: Татьяна ПАНКРАТОВА

Авто Валерия Чкалова доставили в Миинск. Фото: Татьяна ПАНКРАТОВА

Валерий Тодоровский настоятельно просил оператора не снимать ноги актеров, поскольку тогда в кадр попадала бы современная плитка, ведь ею выложены тротуары на проспекте Независимости.

Современная плитка не должна была попасть в кадр. Фото: dic.academic.ru

Современная плитка не должна была попасть в кадр. Фото: dic.academic.ru

Также небольшие эпизоды снимались возле Национального художественного музея, в ремонтной мастерской при воинской части и даже на Московском кладбище. В павильонах «Беларусьфильма» построили декорации магазина одежды, парикмахерской, комиссионки и московской коммуналки.

Минчане вспоминали, как кинематографисты активно скупали у них чулки, подтяжки, платья, халаты, лампы и книги пятидесятых.

На этом кадре минчане без труда узнают ГУМ за спиной стиляг. Кадр фильма

На этом кадре минчане без труда узнают ГУМ за спиной стиляг. Кадр фильма

Оксана Акиньшина (она играет в «Стилягах» Полину-Пользу) рассказывала, что как-то в перерыве между съемками они всей разряженной компанией, в пышных юбках, с бабеттами и коками – забежали в магазин рядом с «Беларусьфильмом». Стали в очередь, а сами продолжали хохотать над чем-то. И тут услышали грозный оклик от какой-то тетеньки: «В этой очереди стоят приличные люди!».

В общем, получилось, что история, рассказанная в кино, повторилась и в начале XXI века. До сих пор есть люди, которые относятся агрессивно к тем, кто не так одет, и слушает «не ту музыку».

Танцы репетировали в Москве, массовку собирали в Минске

А белорусские актеры снимались в «Стилягах»? Ну конечно! Довольно большая роль у нашего актера Сергея Жбанкова. Он рассказывал ОНТ, что в массовке, которую также набирали в Беларуси снималось от 300 до 400 человек.

Первый справа - Сергей Жбанков. Фото: sutoria.by

Первый справа - Сергей Жбанков. Фото: sutoria.by

Еще один белорусский актер Александр Гиренок участвовал в съемках танца в «Коктейль-холле» (к слову, это действительно был легендарный бар на Тверской). Александр рассказывал, что всех участников этой сцены возили на неделю в Москву, где они репетировали танец. Саму сцену снимали ночью, что было непросто даже физически. Но Валерий Тодоровский всячески подбадривал артистов, говорил, что они невероятно красивые в танце.

Рабочий момент съемок. Фото: talusha.3bb.ru

Рабочий момент съемок. Фото: talusha.3bb.ru

- Фильм делали очень долго, - вспоминал «Фрэд» Максим Матвеев. - Мы почти год занимались танцами и вокалом, репетировали какие-то отдельные сцены. Нам было достаточно тяжело, так как приходилось работать целыми днями.

Группа "Тяни Толкай" на съемках в "Стилягах". Кадр фильма

Группа "Тяни Толкай" на съемках в "Стилягах". Кадр фильма

Многие заметили, что в «Коктейль-холле» Мэлсу, который играет на саксофоне, аккомпанирует реальная белорусская группа «Тяни-Толкай». К сожалению, в фильме они ничего не поют, да и показаны мельком, хотя у них были заявлены аж 15 съемочных дней, их возили на съемки в Москву и Санкт-Петербург. Сам эпизод, где «Тяни-Толкай» играют на инструментах, снимали в Белгосцирке. Причем музыки еще не было – над ней все еще работал Константин Меладзе, так что фонограмму включали абстрактную.

Сцену в "Коктейль-холле" снимали всю ночь. Кадр фильма

Сцену в "Коктейль-холле" снимали всю ночь. Кадр фильма

Российский актер, который играл барабанщика, на самом деле до этого вообще не сидел за ударной установкой. Так что белорусские музыканты показывали ему, как держать палочки и отбивать ритм.

«Хорошо забытая старая» музыка

Отдельно нужно сказать о музыке. В картине вполне узнаваемы композиции групп «Машина времени», «Кино», «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Ноль», «Браво», «Колибри», «Чайф», «Бригада С» периода 70-80 годов. При этом для большинства песен частично или полностью переписаны тексты и изменены аранжировки, а новые тексты писала Ольга Ципенюк. Благодаря такому креативному подходу к саундтреку фильма возникает очень интересное ощущение бесшабашности и ностальгии по молодости, даже если зритель родился уже позже того, как исчезли стиляги.

На западе фильм вышел под названием «Хипстеры» (слово «стиляги» - чисто советское изобретение, на западе оно незнакомо), там многие сравнивали картину с фильмами «Мулен руж» и «Вестсайдская история». Также кинокритики усмотрели определенные аналогии с картинами «Плакса» Джона Уотерса с Джонни Деппом и «Волосы» Милоша Формана (там про хиппи, тут про стиляг). Возможно, Тодоровский и вдохновлялся этими картинами, но ведь с другой стороны, сами стиляги заимствовали американскую музыку и стиль – как они его себе представляли.

Стиляга Янковский и другие аморальные типы

Были ли настоящие стиляги в Минске? Об этом рассказал Олег Янковский: «Наваривали подошвы на ботинки, я уже не помню, как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И «коки» на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги, записи на рентгеновской пленке. И самое главное — гуляния по «Бродвею», так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли.

В этой сцене узнаваемы колонны Национального художественного музея. Кадр фильма.

В этой сцене узнаваемы колонны Национального художественного музея. Кадр фильма.

Курили вальяжно, чтобы казаться взрослыми и буржуазными... Компания жила одним духом. Знакомились на этом Бродвее. По одной стороне только стиляги и ходили. А люди как-то сторонились их, переходили на другую сторону».

Такие карикатуры появлялись в белорусской прессе 50-х годов.

Такие карикатуры появлялись в белорусской прессе 50-х годов.

В 50-е годы прошлого века стилягам доставалось от белорусской прессы. Современные танцы там называли «неприличными ужимками», «плясками дикарей», «судорогами сектантов». Все эти западные веяния для усиления эффекта связывали с пьянством, аморальными и хулиганскими поступками.

Такие карикатуры появлялись в белорусской прессе 50-х годов.

Такие карикатуры появлялись в белорусской прессе 50-х годов.

Художники с удовольствием рисовали карикатуры на стиляг – еще бы, такая колоритная тема.

Реальные минские стиляги у Дворца профсоюзов. Фото: БГАКФФД

Реальные минские стиляги у Дворца профсоюзов. Фото: БГАКФФД

Впрочем, стиляжничество закончилось довольно быстро – почти как в фильме. Молодежь выросла, а странная яркая мода сменилась на стиль «под Хемингуэя» - молодежь начала носить большие свитера и береты. А к 70-м годам прошлого века появились хиппи, но это уже совсем другая история.

Также "Комсомолка" рассказала, что на «Голос 60+» белорусский наставник Игорь Корнелюк выбрал Деда Мороза, вскружившего голову Ларисе Гузеевой, и боролся за участницу, которой Елена Ваенга предрекла победу. Судьи сошлись во мнении, что команда Корнелюка – одна из самых сильных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Белорус, въехав в Германию, сразу же заплатил штраф 2340 евро

Но у него был выбор: заплатить более двух тысяч евро или провести за решеткой 117 суток (читать далее)

В Минске не определились с конкретной датой включения отопления в квартирах

Озвучена причина этой ситуации (читать далее)

Лукашенко рассказал, как в Беларуси будут наводить дисциплину и порядок

Президент Беларуси заявил, что в обществе надо усиливать ответственность и дисциплину (читать далее)

Принято окончательное решение по цене на сахар в Беларуси

Стало известно, что будет с увеличением цены на сахар в Беларуси (читать далее)

В туалете поезда «Москва-Брест» у пассажира украли 6 тысяч евро

Преступление раскрыли по горячим следам, задержав попутчика (читать далее)

Шоу-бизнесИнтересное