Школьный учитель должен быть для учеников не просто авторитетом, но и главным их болельщиком.
С 1 сентября 2022 года во всех белорусских школах на инфостендах появятся 10 золотых правил педагога. Об этом рассказал министр образования Андрей Иванец в программе «Марков. Ничего личного» на ОНТ.
Для чего они нужны? Во-первых, чтобы учитель сам понимал, каким критериям он должен соответствовать.
- Если он не будет соответствовать статусу – интеллектуальному, моральному, этическому, – то вряд ли его можно будет вывести на высокий уровень в обществе, - считает Андрей Иванец. - Учитель должен быть пример во всем: и во внешнем виде, и в поведении. Не только в нашем реальном мире, но и в социальных сетях.
А во-вторых, стороны, общество должно понимать, что высокий государственный и общественный статус учителя основан на взаимном уважении учащихся, родителей и педагогов.
– Пожалуй, ни в какой другой профессии нет постоянного и непрерывного образования, как в этой профессии. Плюс учитель - не только носитель знаний, но и общение, коммуникация с ребенком, - заметил министр образования.
Иванец заметил, что учитель должен уметь радоваться даже маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам. По сути, это близкий для ученика человек. Поэтому очень важно, чтобы он был не только наставником, но и другом.
А еще Иванец ранее высказался, что важный элемент - правильно выстроенная коммуникация с родителями.
Скоро педагогические работники должны будут принимать решения в рамках профессиональной деятельности с учетом правил этики
Фото: Павел МАРТИНЧИК
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Сам свод «золотых правил педагога» пока не опубликован. Но этот вопрос обсуждался в белорусском обществе достаточно давно. Так, в начале 2020 года мы рассказывали, что за оскорбление педагогов в Беларуси хотят ввести ответственность и штрафы. Взяться за защиту прав учителей тогда предлагала замглавы Администрации президента Ольга Чуприс.
- Произошло немало событий, когда школьники пытались давить на учителей,- цитировала чиновницу «Гродненская правда». - Порой ситуации доходят до откровенных оскорблений учителя. Обществу нужно стать на защиту педагогов.
Шла речь о том, чтобы Министерство образования подготовило «Кодекс чести» для педагогов, учеников и родителей. В качестве примера Чуприс привела опыт Казахстана, где за оскорбление учителя при выполнении им профессиональных обязанностей введена административная ответственность.
В Минобразования тогда рассказали "КП", что госорган проводит обсуждение разработанных примерных этических правил педработников с учетом как раз-таки международного опыта. Также там напоминали, что в стране уже действовал Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования. А вот в чем отличие от того самого кодекса чести:
- То, что мы предлагаем сейчас, - своеобразный моральный кодекс чести для учителя, ученика и родителей. Такое вот триединство. Наработки были и раньше, сейчас идея созрела. Новыми этическими правилами мы хотим показать, что учитель - главная фигура в образовательном процессе, к которой нужно проявлять максимум уважения. При этом роли родителей в образовании и становлении ученика мы также отводим огромное значение. К примеру, обсуждать учителей в присутствии детей недопустимо. Тогда и дети к педагогам тоже будут относиться с уважением. Все ведь идет из семьи!
Тогда, в 2020-м, мы читали предложенные Министерством образования правила этики для учителей. Там были такие пункты: не требовать вознаграждений от родителей, не вытеснять коллег из коллектива и отвечать за комментарии о школе в интернете. Проект этого документа и сейчас можно посмотреть здесь.
От педагога, среди прочего, требовали обсуждать проблемы уважительно, а решения принимать в открытых дискуссиях. Не наносить вред чести, достоинству и репутации коллег и учреждения образования, где он работает. Учителям советовали спокойно воспринимать критику и признавать ошибки, избегать конфликтов и корректно разрешать споры. Даже в частной жизни.
Педработникам рекомендовали не наносить ущерб авторитету профессии: не унижать коллег в присутствии обучающихся или других лиц, не обсуждать недостатки коллег, нетактично вмешиваться в чужую личную жизнь или вытеснять из коллектива. А еще советовали не препятствовать выражению мнений педработниками.
Несколько пунктов правил касалось попадания информации в интернет. Так, педагогов просили не допускать обсуждения рабочих моментов и перехода на личности с указанием должностных полномочий, публичного предвзятого обсуждения учреждения образования. А еще не допускать размещения в интернете информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию обучающихся.
В контактах с законными представителями обучающихся советовали открыто общаться на профессионально-педагогическую тематику. Не оценивать личность и достижения обучающихся, не разглашать их мнение о своих законных представителях. Правила запрещали педагогам сообщать информацию, доверенную лично им обучающимися кроме предусмотренных законодательством случаев.
Педагогов просили исключить личные, имущественные (финансовые) и иные интересы, не злоупотреблять служебным положением, не требовать услуг, одолжений, вознаграждения за свою работу - в том числе дополнительную. А еще не допускать, чтобы поддержка школы родителями влияла на отношение педагогов к детям.
Методы физического, морального и психического насилия по отношению проект правил применять запрещает. А при оценке успехов (неуспехов) советуют проявлять деликатность, такт, не допускать тенденциозного занижения или завышения баллов.
ЕСТЬ ВЕРСИЯ
Мы также попробовали составить правила самостоятельно, руководствуясь тем, что уже опубликовано, и здравым смыслом. Уложились как раз в десятку.
1. Прежде, чем принять решение, связанное с работой, подумайте, какую пользу это принесет ученикам. Это главное.
2. Постарайтесь выстроить прозрачные, позитивные отношения с учениками и родителями. Это основа вашей эффективной работы. В то же время, доверительные отношения с учениками не должны приводить к «панибратству».
3. Будьте честными, последовательными и принципиальными. Ученики видят неискренность в отношениях с ними, и это подрывает авторитет учителя. Не нужно выбирать «любимчиков», для учителя все ученики должны быть равны.
4. Старайтесь включать в работу родителей, налаживайте контакты с ними через родительские собрания, соцсети, мессенджеры, электронные журналы, дневники и другие современные средства связи. Родители не просто должны быть в курсе того, как учится их ребенок, но и видеть, что вам не все равно.
5. Очень важно «держать марку», сохранять самообладание и авторитет, даже если хочется сорваться и накричать на учеников. Ищите дипломатичный выход из ситуации. Ни в коем случае не пускайте проблему на самотек, пока она не загонит вас в угол.
6. Интересуйтесь хобби, пристрастиями своих учеников, по возможности, включите их интересы в свои уроки. Так гораздо проще будет организовать процесс обучения, и вы увидите позитивный обратный отзыв учеников.
7. У каждого учителя должны быть увлечения и интересы помимо школы, что позволит избежать «выгорания» на работе. Живите полной насыщенной жизнью, тогда и ученикам будет с вами интересней.
8. Будьте самым главным болельщиком ваших учеников. Не говорите им, что они ничего не могут и не умеют. Лучше помогите достичь поставленных целей, укажите правильный путь.
9. Всегда помните о возможных угрозах и убедитесь, что ваши ученики в безопасности. Это касается как интернета, соцсетей, так и реальной жизни, во время переменок, выездов в город или экскурсий.
10. Никогда не ругайте, не высмеивайте и тем более не оскорбляйте ученика в присутствии сверстников. Если нужно серьезно поговорить с учеником, сделайте это в частном порядке, чтобы никто не слышал. Ученики будут больше доверять вам и уважать за это.
А КАК У НИХ?
В упомянутом выше Казахстане за нарушение закона «О статусе педагога» полагается штраф. А в случае повторного оскорбления может грозить арест сроком на пять суток.
В России существует Профессиональный кодекс учителя, который состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – к его взаимоотношениям с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством.
В Украине кодекс этики учителя появился еще в 2011 году. В документе прописано, как учитель должен вести себя с учениками, их родителями, с коллегами по работе и начальством. В частности, там рассказывается, что учитель не должен пить и курить, а также намекать на то, чтобы ему дарили подарки. Кроме того учитель должен постоянно следить за культурой речи и не употреблять оскорбительных выражений и ненормативной лексике.
Тем временем "Комсомолка" сообщила, что министр образования назвал точный срок летних каникул в Беларуси в 2022 году из-за продления учебного года. В Беларуси учебный год продлили по 31 августа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Лукашенко высказался о будущем туризма между Беларусью и Италией
Об этом президент сказал, поздравляя итальянцев с Днем республики (читать далее)
Минус 4 - 6 тысяч долларов: вот как снизились цены на автомобили Geely после разноса Лукашенко
На официальном сайте производителя цены не изменились, но объявлена скидка, а на сайтах дилеров выставлены сниженные цены (читать далее)
Умерла белорусская победительница проекта «Битва экстрасенсов» Елена Ясевич
Ясновидящая одержала победу в шоу в 2011 году (читать далее
Выйти замуж за белоруску. Топ-11 красивых и счастливых спутниц богатых и знаменитых иностранцев
ТОП-11 известных женщин, которые покорили сердца представителей других стран: Дарья Домрачева, Юлия Высоцкая, Ирина Медведева, а еще голливудские звезды Скарлетт Йоханссон и Гвинет Пэлтроу (читать далее)
Какое будет лето 2022 в Беларуси: космическая пыль, которая приближается в Земле, может оставить нас без тепла - и «год без лета» уже был.
В истории метеонаблюдений уже был период, когда Земля из-за вулканической зимы осталась без лета. Это явление вошло в историю как «год без лета». Разбираемся, какое будет лето 2022 в Беларуси и мире, а также когда будет тепло в Беларуси (читать далее)