Премия Рунета-2020
Беларусь
+6°
Boom metrics
Звезды24 июля 2022 21:01

Как в Беларуси запрещали Владимира Высоцкого: концерты отменяли по звонкам сверху, организаторов сажали, пять песен из кино вырезали, а Мулявин отказался сыграть вместе

В день смерти Владимира Высоцкого вспоминаем, как его творчество в Беларуси так или иначе запрещали [фото, видео]
Семен КРЫЛЫШКО
У Высоцкого много страниц биографии, личной и творческой, связаны с Беларусью. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ (Архив "КП")

У Высоцкого много страниц биографии, личной и творческой, связаны с Беларусью. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ (Архив "КП")

25 июля – день памяти Владимира Высоцкого. В этот день 42 года назад умер культовый артист, поэт и бард советских 1960-х – 1970-х.

«Комсомолка» не раз писала о белорусских страницах биографии Владимира Высоцкого, чьи корни, собственно, и связаны с этой землей. Мы решили вспомнить на этот раз те случаи, когда стоявшая особняком на культурном Олимпе СССР фигура Высоцкого и его творчество становились объектами всевозможных запретов вопреки невероятной народной любви. В частности, в Беларуси.

На белорусском ТВ записывать Высоцкого запретили по звонку сверху

Известный белорусский киносценарист Вера Савина рассказывала «Комсомолке» о временах своей работы в театральном отделе литературно-драматической редакции Белорусского телевидения в 1970-х. Во время летних гастролей московских и ленинградских коллективов в Минске была возможность снять программы с самыми именитыми актерами и режиссерами.

Владимир Высоцкий и Вера Савина. Фото: Архив Веры Савиной (из архива "КП")

Владимир Высоцкий и Вера Савина. Фото: Архив Веры Савиной (из архива "КП")

Одной из самых сложных оказалась запись программы со звездами легендарного Театра на Таганке Валерием Золотухиным и Вениамином Смеховым (кстати, здесь Вениамин Борисович рассказывал «Комсомолке» о своих воспоминаниях о Беларуси, «зуброўке» и связи его семьи с Гомелем). Это было во время гастролей труппы в Минске – июнь 1979-го.

- Таганку ни по телевидению, ни в газетах не жаловали. Вот и руководство БТ потребовало перед записью программы-анонса ее развернутый сценарий. Его в моем присутствии шерстили, делали рекомендации, сказали следить, чтобы актеры не выкинули чего-нибудь. В моей редакторской практике такого инструктажа не случалось ни до, ни после, - признавалась Вера Савина.

Договорилась Вера Юрьевна и на запись встречи со звездой Таганки Владимиром Высоцким. На съемку он согласился быстро. Возможно, повлияло и то, что Вера и Владимир были знакомы с февраля 1976-го: их представил французский поэт, композитор и певец Максим ле Форестье в московском Театре эстрады. Однако все оказалось не так просто:

- За несколько дней до записи ее запретили, сославшись на звонок сверху. Но 9 июня, в день моего рождения, я договорилась с Высоцким, который прилетел в Минск на свои спектакли: после вечернего «Гамлета» (утром шли «10 дней, которые потрясли мир») пойдем ко мне.

У Веры Юрьевны как раз был день рождения. И Высоцкий согласился, правда, сначала предложил заглянуть в минский Дом кино в Красном костеле – там его ждали друзья: для московских гастролеров показывали зарубежные фильмы, которых днем с огнем было не сыскать в широком прокате. Но вернувшись через полчаса, он уже, что называется, был не в кондиции, артиста увели в гостиницу.

Правда, Вера Савина хороша запомнила дорогу от места гастролей в Доме офицеров до тогдашней площади Ленина:

- Запомнилось: пока мы шли по Ленинскому проспекту от Дома офицеров до Дома кино, на Высоцкого не обращали внимания. Зато он и прохожих, и афиши комментировал очень смешно - жалею, что ничего не записала.

А вот пару воспоминаний о минских концертах Высоцкого. Вера Савина говорит, что при одной из встреч он сказал: «Почему ты не пишешь? Пиши сама. Что за профессия - редактор?» А после снова затронул тему на концерте в августе 1979-го в белорусской столице (один из последних в Минске):

- Высоцкий со сцены сказал, мол, редактор - это не профессия, а полная ерунда. А за кулисами добавил мне: «Я для тебя и говорил, чтобы ты наконец-то начала писать!»

А однажды Вера Савина поделилась с Высоцким, что выходит с его концертов словно изменившись под воздействием его энергетики:

- Однажды рассказала Володе об этом и спросила: «Где вы берете силы и энергию?» Он ответил: «Нигде. Бутылка водки - и всю ночь вою в подушку».

Владимир Высоцкий и Нина Ургант в фильме "Война под крышами". Фото: kino-teatr.ru

Владимир Высоцкий и Нина Ургант в фильме "Война под крышами". Фото: kino-teatr.ru

Высоцкий прочитал на дверях: концерт отменяется по причине болезни Высоцкого

В 1979-м Высоцкий дал семь концертов в институте «БелНИИГипросельстрой». Главным инициатором был Лев Лисиц, инженер-проектировщик. Он был во главе общества книголюбов этого минского НИИ. И, собственно, через это направление и смог организовать выступления. Потому концерты были разрешены и минским обществом книголюбов, и руководством института.

- В первых рядах наше руководство с женами сидело, наш главный инженер был большим поклонником Высоцкого, вспоминает одна из организаторов Надежда Зайцева.

Правда, Высоцкий должен был дать еще три концерта, говорила «Комсомолке» Надежда, но…

- Лисица вызвали на ковер в горисполком, концерты отменили. Я хорошо помню тот день, 31 августа. Замдиректора института вывесил объявление на дверь, что концерт отменяется по причине болезни Высоцкого. На улице у входа в актовый зал стоит море людей, больше тысячи точно.

А вот как отреагировал Высоцкий на известие об отмене:

- Я расплакалась, показываю объявление, - вспоминала Надежда Зайцева. – [Высоцкий] говорит: запускайте, я буду так петь, бесплатно. Я ему говорю, что бесплатно не получится, люди все с билетами, что Лисица на ковер вызвали. Высоцкий был довольно жесткий в общении, у него речь была очень четкой, ни одного лишнего слова, никаких лишних эмоций, а тут ему так жалко меня стало, он меня стал утешать: «Не переживайте, не плачьте, никакого криминала нет, у меня есть разрешение, я выступаю от общества «Знание».

Владимир Высоцкий и Марина Влади на съемках у Виктора Турова под Новогрудком. Фото: Архив "КП"

Владимир Высоцкий и Марина Влади на съемках у Виктора Турова под Новогрудком. Фото: Архив "КП"

В итоге, 9 и 10 июня 1979-го Владимир Семенович дал по одному концерту, 29 августа два, а 30-го – еще три. Надежда вспоминала:

- Высоцкий же обещал дать 10 июня три концерта, а смог только один. Но пообещал, когда будет форточка в съемках и в театре, он приедет и отработает эти концерты. Я помню, как Высоцкий позвонил 29 августа утром, сказал, что вечером готов приехать в Минск и дать концерт. В 17.30 зал был битком. И в 19.30 в этот же день тоже. Высоцкий удивился, что мы так быстро билеты на два концерта продали. В институте было 1200 человек, сарафанное радио сработало мгновенно.

Надежда вспоминала, что на этих концертах Высоцкий не хотел лишний раз контактировать с публикой:

- Он со зрителями вообще не общался вне сцены, у него было условие, чтобы к нему никто не подходил. У него такой вид был, что к нему мог подойти только сверхнаглый человек. Мы запускали людей в зал, чтобы в фойе никого не было.

Судьбе организатора тех выступлений Льва Лисица не позавидуешь: он получил срок на 8 лет - пять за Высоцкого, три - за продажу книг «с нагрузкой».

- А с концертами как получилось? – говорит Зайцева. - У нас на руках были билеты на лекции общества книголюбов по 20, 30 и 50 копеек, а «лекция» Высоцкого стоила два пятьдесят - два шестьдесят. И мы просто обрезали копеечные цены и перештамповали билеты. Лисицу вменили это в вину, назвали вором, хотя эти деньги не Лисиц себе брал, эти деньги уходили Высоцкому.

Владимир Высоцкий в фильме "Война под крышами". Фото: kino-teatr.ru

Владимир Высоцкий в фильме "Война под крышами". Фото: kino-teatr.ru

По ставке артиста без званий и наград, говорит герой материала, Высоцкому причиталось 45 рублей за концерт. Но с зала за 600 человек сбор был минимум 1500 рублей. А ведь был биток и много стоячих мест

- Реально он получал гораздо больше, - уточняла Надежда. - Понятно, что были приличные организационные расходы, часть денег на них ушла, но с Высоцким Лисиц рассчитывался по-честному.

Правда, Высоцкий заявил, что денег не брал.

- Он их действительно не брал, - уточняла Надежда. - Деньги Высоцкому Лисиц передавал через друзей, которые с ним приезжали. За пять концертов Лисиц с ним рассчитался. За два не успел, деньги лежали в сейфе. Лисиц их вернул, но это уже не имело значения.

Пять песен для белорусского кино забраковали

Иван Способов, глава Минского киноклуба Владимира Высоцкого, рассказывал «Комсомолке», что для белорусского кино известный автор и исполнитель написал 24 песни. Из них 17 для фильмов классика национального кинематографа Виктора Турова «Я родом из детства», «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой» и «Точка отсчета». Причем именно Туров стал первым из режиссеров, который заказал Высоцкому песни для экрана.

При этом Высоцкий спел не все из этих номеров. В «Точке отсчета» эти песни поет его супруга Марина Влади. А пять песен оказались или вырезаны или не приняты худсоветом «Беларусьфильма».

- Что касается связи Высоцкого с Беларусью, то песни для белорусского кино - это и есть его самый главный след, и он очень глубокий, - был уверен Способов.

Пожалуй, самые известные песни Высоцкий написал к фильму «Сыновья уходят в бой». Рассказывают, что он приезжал на съемки, играл на гитаре, наблюдал. И вдруг за ночь написал «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой» и «Песня о земле». А вскоре родилась и такая лирическая вещь, как «Здесь лапы у елей дрожат на весу». Добавим, что в белорусских лентах звучат еще и такие песни Высоцкого (написанные специально для картин или ранее и исполненные как самим Владимиром Семеновичем, так и другими артистами): «Братские могилы», «Песня о звездах», «В холода, в холода...», «Высота», «Песня о старом доме»… И это далеко не полный перечень.

Кстати, писать для кино стоило и с точки зрения материальной, ведь, к примеру, на «Беларусьфильме» платили по 100 рублей за песню.

КСТАТИ

Высоцкий упрекнул: «А что Мулявин? Вас посылает, а сам пропадает?»

С запретами на творчество и концерты Владимира Высоцкого в СССР связаны и страницы истории известного белорусского ансамбля «Песняры». Основатель ансамбля Владимир Мулявин про эту связь не особо распространялся. А вот заслуженный артист Беларуси, музыкант коллектива Владислав Мисевич оставили подробные воспоминания в книге «Песняры». Я роман с продолженьем пишу…»

Влад Мисевич рассказывает: композитор Вениамин Баснер, автор «Березового сока», написал под Высоцкого баллады к фильму «Стрелы Робин Гуда», которые оттуда благополучно вылетели вместе с их исполнителем. На фирме «Мелодию» в записи материала Владимиром Семеновичем тоже отказали.

- Тогда в чью-то голову пришел вариант: ситуацию спасет совместная работа Высоцкого с «Песнярами», - пишет Мисевич. – [С Баснером] дошло до нот, но на репетициях мы за баллады так и не брались. Почему? В принципе, все очевидно: не хотелось Володе обижать ни Баснера, ни Высоцкого (для него запись на «Мелодии» могла стать «пропуском» на большую эстраду). С другой стороны, «Песня пра Долю» авторства самого Мулявина уже шла к сдаче худсовету, и зачем же ставить самому себе палки в колеса сотрудничеством с неудобным со всех сторон Высоцким перед собственным экспериментом? В общем, видно было, как Мулявин мучился - не хотелось ему ввязываться в эту авантюру, к тому же, песни баснеровские ну совсем не «песняровскими» были!

А со временем Мисевич стал участником финала этой истории. Как-то в Москве образовалась «форточка» по работе, и Владислав с коллегой Леонидом Борткевичем обратились к главному администратору Театра на Таганке Валерию Янкловичу - он в свое время был администратором «Лявонов», прообраза «Песняров». Вот только мест не было даже для старых приятелей.

- После такого облома мы с Борткевичем сели на телефон и давай Мулявину звонить с намеком на его общение с Высоцким – помоги. И Володя как-то за пару часов все решил то ли с Янкловичем, то ли с самим Высоцким: во всяком случае, именно он и должен был нас забрать у входа в театр. Что Мулявин наобещал – не сказал, но отправлял нас (кстати, сразу на два спектакля договорился - «Гамлет» и «Десять дней, которые потрясли мир») с заданием прикрыть его перед Высоцким. «И говорите что угодно!» - сказал по телефону Вова. Ну а прояснилось все, когда Высоцкий вышел из своего шикарного «Мерседеса» у входа в театр со словами: «А что Мулявин? Вас посылает, а сам пропадает?»

Тем не менее, артисты попали на вожделенные спектакли оба дня.

- [Но назавтра снова] пришлось краснеть и опять врать, когда он спросил что-то вроде: «Муля все шифруется?» Мне показалось, что с обидой это прозвучало: если сказал, то пусть выполняет обещание. Или даже с жесткостью.

Кстати, тут рассказываем 50 фактов о «Песнярах».

А тут материал о том, как молодой Олег Янковский два года жил в Минске: играл в театре за женщину, нашел спустя годы первую любовь, был стилягой и воспитывался старшим братом Ростиславом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В свой день рождения Олег Газманов выступил на турслете МВД Беларуси

А из рук министра внутренних дел Беларуси получил награду (читать далее)

Белорусский синоптик Дмитрий Рябов предупредил об изнуряющем зное на неделе с 25 по 31 июля

Благодаря неустойчивому характеру погоды Беларуси европейская жара не грозит (читать далее)

В Нацбанке сказали, что будут делать, если закончатся чипы для производства платежных карт

Есть два решения сложившейся проблемы (читать далее)

Как Дин Рид выступал с «Верасами»: рок-н-ролл на БАМе с Александром Тихановичем, вертолет на концерт в колонию-поселение и автограф «С любовью, Дин!» для Ядвиги Поплавской

«Комсомолка» посмотрела топ-6 видео (ровно столько нашлось в YouTube) американца Дина Рида и белорусского ансамбля «Верасы» и вспомнила их гастроли более 40 лет назад (читать далее)

Анатолий Ярмоленко показал фото взрослой красавицы-внучки

Это дочь от первого брака его сына Святослава - также участника «Сябров» (читать далее)