Премия Рунета-2020
Беларусь
+10°
Boom metrics
Общество15 октября 2022 21:01

Секс-скандал времен Хрущева - «Дело гладиаторов»: через два года после смерти Сталина министра культуры СССР сослали в Минск, а один из фигурантов был экс-секретарем ЦК Компартии Беларуси

Из-за секс-скандала времен Хрущева, названного «Дело гладиаторов», министра культуры СССР сослали в Минск
Петр КЛИМОВ
В феврале 1955-го первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву прислали анонимку, в которой указывали на аморалку среди топ-чиновников и интеллигенции. Фото: кадр видео

В феврале 1955-го первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву прислали анонимку, в которой указывали на аморалку среди топ-чиновников и интеллигенции. Фото: кадр видео

Легендарная фраза советской женщины времен перестройки, обращенная к американцам - «Секса у нас нет» - вызывала смех. Секс в СССР был, да еще какой! На высшем уровне. Взять хотя бы историю 1950-х о тайном борделе, получившую название «Дело гладиаторов». Тогда своих постов лишились академики и даже сам министр культуры СССР товарищ Александров.

«Разврат, пьянка, совращение девушек»

В феврале 1955 года в ЦК КПСС прислали анонимку, в которой излагали пикантные факты и просили первого секретаря Никиту Хрущева навести порядок. Не называвшая себя мать рассказывала о дочери:

«Моя дочь, девушка 18 лет, попала в большую беду. Подруга познакомила ее с одним пожилым, лет 60, человеком, который представился ей писателем Кривошеиным Константином Кирилловичем. Начались встречи - сначала в кино, потом в ресторанах, а потом он уговорил ее поехать к нему, он "будет читать ей пьесу". Она по наивности согласилась. Остальное Вам понятно", - цитирует письмо kommersant.ru.

Мать пишет, что она заставила дочь, которая забросила учебу и пропадала неизвестно где, рассказать ей все. И ее материнское сердце не выдержало. Поехала она к этому самому писателю, пробыла в его шикарной квартире около получаса и все поняла.

«Слушая его циничные рассуждения, я пришла в ужас, - пишет она Хрущеву. - И все это происходит у нас в столице. Совсем он не писатель. Есть у него, кажется, две или три инсценировки, которые нигде не ставят. А денег у него много, живет он богато. Кроме квартиры есть дача под Москвой. Очевидно, главным источником существования служит квартира. По словам дочери, у него постоянно бывают какие-то пары. Среди них министр культуры Александров с киноартисткой Ларионовой, академик Еголин с какой-то 'Эллой' из театра Вахтангова, проф. Петров с 'Аней' и много других, фамилии которых моя дочь не знала. В квартире настоящий притон. Разврат, пьянка, совращение девушек».

Георгий Александров

Георгий Александров

Мать естественно потребовала от дочери, чтобы она туда больше ни ногой. Но ведь надо спасать других девушек:

«Мне очень стыдно за себя и свою дочь, и я хочу, чтобы это чувство не испытывали другие матери. Особенно страшно то, что эта квартира, оказывается, широко известна среди работников искусств и литераторов. Ею пользуются, как мне сказали, многие и, очевидно, как-то оплачивают труд и гостеприимство хозяина. Имея такой круг знакомых, гр. Кривошеин чувствует себя, очевидно, в полной безопасности. Так ли это? Я прошу Вас, Никита Сергеевич, сделайте, чтобы эти дела этих людей не остались безнаказанными".

Никита Сергеевич так и сделал – поручил разобраться секретарю ЦК по идеологии Поспелову и зампреду Комитета партийного контроля (КПК) Комарову.

"Пролез в редакторы Чехова"

В деле о морально-бытовой разложении главными действующими лицами были известные люди – министр культуры СССР Георгий Александров, члены-корреспонденты Академии наук СССР Александр Еголин и Михаил Иовчук, заместитель заведующего отдела науки и культуры ЦК КПСС и еще один член-корреспондент Владимир Кружков, замдиректора Института мировой литературы профессор Сергей Петров и другие товарищи.

Что до Кривошеина, то он особыми талантами в литературе не блистал, его пьесы советского содержания "Мечта поэта", "На маленькой станции", "Сказка о будущем" ставились в провинциальных театрах и художественной самодеятельностью. Занимался он и инсценировкой классиков - Чехова, Салтыкова-Щедрина, Мамина-Сибиряка.

Но главным источником дохода была не литература и не дом свиданий, а торговля произведениями искусства. Он перепродавал картины высокопоставленным чиновникам. В 1920-х за подобную спекуляцию он был осужден на пять лет.

Не оставили своего следа в литературе и такие, как Еголин. После его кончины Корней Чуковский написал в дневнике много нелицеприятных слов о нем. Вот, например:

«Умер Еголин - законченный негодяй, подхалим и - при этом бездарный дурак. Находясь на руководящей работе в ЦК, он, пользуясь своим служебным положением, пролез в редакторы Чехова, Ушинского, Некрасова - и эта синекура давала ему огромные деньги, - редактируя (номинально!) Чехова, он заработал на его сочинениях больше, чем заработал на них Чехов".

Александр Еголин. Фото: wikipedia.org

Александр Еголин. Фото: wikipedia.org

"Содержит притон разврата"

Расследование шло недолго и уже 10 марта 1955 года в обкомы, крайкомы и республиканские ЦК было разослано закрытое письмо "О недостойном поведении тт. Александрова Г. Ф., Еголина А. М. и других", которое зачитывали на собраниях во всех партийных организациях.

Говорилось, что все изложенное в письме неравнодушной матери к Никите Хрущеву правда:

«В течение ряда лет авантюрист Кривошеин содержит притон разврата, "дом свиданий" в своей квартире и на даче, куда систематически завлекает молодых девушек и женщин, главным образом из среды театральной молодежи и студенток театральных училищ, соблазняя их разного рода подачками и обещаниями устроить карьеру путем знакомства с ответственными работниками и видными театральными и литературными деятелями».

По слухам компания пользовалась услугами студенток Литературного института, Щукинского театрального училища, молодых актрис.

В 1955 году прогремело "Дело гладиаторов", в котором был замешен министр культуры СССР. Фото: cont.ws

В 1955 году прогремело "Дело гладиаторов", в котором был замешен министр культуры СССР. Фото: cont.ws

Кстати упомянутая в анонимке актриса Алла Ларионова в своих воспоминаниях категорически отрицала свою связь с Александровым:

«Меня записали, мягко говоря, в воздыхательницы министра культуры Александрова. Заговорили, что это он пробил мне роль в нашумевшем фильме «Анна на шее». Потом Александрова сняли «за аморальный образ жизни». Говорили, что у него был гарем из артисток. К этому гарему приписали и меня. И запретили сниматься в кино».

Про Кривошеина коммунистам рассказали о его уголовном прошлом и о том, что он содержал в Москве квартиру из трех комнат и большую дачу с роскошной мебелью, коврами, дорогими картинами и т. п.

«Как установлено в результате расследования, министр культуры СССР т. Александров систематически посещал притон, организованный Кривошеиным (иногда под видом чтения "произведений" Кривошеина), устраивал у него на квартире любовные свидания с различными молодыми девушками и женщинами и даже имел у себя ключ от квартиры Кривошеина», - говорилось в письме.

Коммунистам советовали быть бдительными в борьбе с пережитками капитализма и их носителями, а также предупреждали, что морально-бытовое разложение приводит и к политическому разложению.

"Я только гладил"

Когда морально-разложившегося Александрова и его соратников вызвали на заседание бюро Московского горкома, Хрущев покричал на них и спросил, как гласит легенда, у Александра Еголина: "Ну Александров-то мужик молодой, я понимаю. А ты-то в твои годы зачем туда полез?" И получил ответ: "Так я ничего, я только гладил...". Так и появилось то самое название - «Дело гладиаторов».

Дело не ограничилось притоном Кривошенина. На партийный собраниях начали вспоминать и клеймить позором тех, кто допускал подобное поведение, например, в санатории Академии наук СССР «Узкое».

Инструктор ЦК Шацкий докладывал об одном из эпизодов обсуждения письма:

«Тов. Лавровский (член-корреспондент. Ред.) сообщил, что часто в санаторий "Узкое" к 12-1 часу ночи на машинах приезжали Александров, Еголин, член-корреспондент АН СССР Иовчук и др. и шли в директорский кабинет, который к этому времени специально подготавливался. Затем через 1,5-2 часа туда же приезжали из Москвы машины с молодыми девушками. К 7 часам утра вся эта компания, чаще всего в состоянии сильного опьянения, уезжала, и кабинет директора санатория "Узкое" сотрудниками санатория приводился в надлежащий вид».

О происходящем в «Узком» писал и Корней Чуковский:

«Говорят, что Сергей Петров поставлял Александрову девочек-студенток, и они распутничали вкупе и влюбе. Подумаешь, какая новость! Я этого Александрова наблюдал в «Узком». Каждый вечер он был пьян, пробирался в номер к NN и (как говорила прислуга) выходил оттуда на заре. Но разве в этом дело? Дело в том, что он бездарен, невежествен, хамоват, туп, вульгарно мелочен".

Писатель Корней Чуковский не давал спуску недругам. Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС

Писатель Корней Чуковский не давал спуску недругам. Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС

Александров отправили на работу в Минск

«Дело гладиаторов» появилось тогда, когда Георгия Маленкова сместили с поста главы правительства и вслед за ним надо было избавиться и от его выдвиженцев. Александров как раз был человеком Маленкова.

Поэтому есть версия, что письмо взволнованной матери появилось неспроста и сыграло свою роль в борьбе за власть. Александрова критиковали не только за моральное поведение, но и за неудовлетворительную работу министром. Александров в письме Хрущеву признавал "всю глубину своего тяжелого проступка». Просил дать ему возможность работать в науке.

Хрущев избавлялся от ставленников Маленкова. Фото: ТАСС

Хрущев избавлялся от ставленников Маленкова. Фото: ТАСС

Карьера Александрова в партии и правительстве закончилась, отстранил его и от исполнения обязанностей депутата. Его отправили в Минск, где он с 1955 до 1961 года работал заведующим сектором Института философии и права АН БССР. Умер Александров в 1961-м и похоронен в Москве.

Судили только Кривошеина, причем не за дела связанные с домом свиданий, а за спекуляцию антикварной живописью.

У каждого из участников «Дела гладиаторов» была своя судьба. В основном они отделались выговорами и лишились должностей. Но некоторые позже пошли вверх по карьерной лестнице.

Упомянутый выше Михаил Иовчук (он родился в деревне Заужовье Кобринского района и в послевоенные годы был секретарем ЦК Компартии Беларуси) в 1970-х стал ректором кузницы высших партийных кадров - Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Ранее мы писали, как девушка-аферистка пригласила минчанина в театр и обобрала его на 3 тысячи рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Кричеве 16-летний школьник ушел из дома, а через неделю был найден мертвым

В Кричеве погиб 16-летний подросток (читать далее)

Андрей Малахов пригласил спеть в свою программу работницу Лунинецкого молочного завода

Нина Еремеевич выступила в программе "Песни от всей души" (читать далее)

Госпогранкомитет Беларуси призвал Украину отвести военных и войска теробороны от границы

В ГПК Беларуси прокомментировали ситуацию на белорусско-украинской границе (читать далее)

В лесу под Минском снова нашли мертвыми двоих мужчин - вот что произошло

Тела двух мужчин обнаружили в лесу в Минском районе (читать далее)