Беларусь
+24°
Boom metrics
Общество1 февраля 2023 21:01

Героем Сталинградской битвы стал командир эскадрильи из Беларуси Петр Забавских, который из летчиков-штрафников делал героев

Как командир летчиков-штрафников из Беларуси Петр Забавских стал одним из героев Сталинграда
Петр КЛИМОВ
Петр Забавских (с планшетом) с боевыми товарищами на Южном фронте в 1943 году. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

Петр Забавских (с планшетом) с боевыми товарищами на Южном фронте в 1943 году. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

80 лет назад завершилась самое кровопролитное сражение в истории – Сталинградская битва, в которой участвовали более 2 миллионов человек.

Началось сражение 17 июля 1942 года, а завершилось 2 февраля 1943-го, когда в плен сдалась гитлеровская группировка. Победа Красной армии переломила ход Второй мировой войны. В этом пекле было много героев из разных уголков СССР, в том числе с белорусских земель. Один из них Петр Забавских – летчик с уникальной судьбой.

Петр Забавских - один из героев Сталинградской битвы. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

Петр Забавских - один из героев Сталинградской битвы. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

О штрафниках-пехотинцах Красной Армии, которых бросали на самые опасные участки фронта Второй мировой войны, мы наслышаны немало, а вот то, что были и летчики, воевавшие в таких особых частях, говорилось меньше.

Петр Забавских не был штрафником – он ими командовал. У капитана в подчинении были десятки летчиков и техников, многие из которых были лишены званий и наград как по несправедливым, так и по справедливым обвинениям. Все они стремились пройти этот тяжелейший этап своей жизни живыми и восстановиться в правах. И от командира многое зависело.

Забавских руководил не только сорви-головами, кто решил на истребителе слетать в соседний город за водкой, но и теми, кто в своем послужном списке имел сбитые самолеты, но попал в немилость начальства. И немалая заслуга Петра Федосеевича в том, что и бузотеры, и асы возвращались в строевые части, восстановленными в правах.

Взлетел с Лысой Горы

Наш герой родился с фамилией Забавский в 9 (22) декабря 1908 года в деревне Лысая Гора Минской губернии. Это в 1930-м, у паспортистки дрогнула рука и вместо «й» она вывела «х».

- В 20 лет Петр завербовался на Урал на лесозаготовки. Отсюда в ноябре 1930 года его призвали в ряды Красной Армии. А в 1932 году по спецнабору направили в Сталинградскую военную школу летчиков, которую он окончил в 1935 году в звании лейтенанта и был оставлен летчиком-инструктором, - рассказывала несколько лет назад «Комсомолке» ведущий научный сотрудник Музея «Сталинградская битва» Алла Романенко. - В декабре 1940 года авиационную эскадрилью, в которой находился Забавских, перевели из Сталинграда в Оренбург в Чкаловскую военную школу летчиков.

Был сбит, выжил, а в наказание получил штрафников

Когда началась Великая Отечественная война, Петр Федосеевич несколько раз подавал рапорты с просьбой отправить его на фронт. В результате он был откомандирован в 18-й запасной авиационный полк в Свердловске.

Он прошел подготовку на бомбардировщике Пе-2, а в Куйбышеве – на штурмовике Ил-2. В 1942-м 811-й полк, где Забавских был командиром эскадрильи, перебросили на Сталинградский фронт в состав 206-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии.

- Два раза он был контужен, - продолжала свой рассказ Алла Романенко. - В июле 1942 года во время боя самолет Забавского был подбит и врезался в землю. Потерявшего сознание комэску нашли наземные части и доставили в госпиталь. А 25 августа во время боя после 8-9 атак самолет Забавского был сбит, но смог сесть на фюзеляж. По лежащему самолету истребители врага совершили еще 6 атак. Летчик прятался за мотор, защищенный броневой плитой, перебегая с одной стороны на другую. Его считали погибшим. Но на четвертые сутки оборванный и обросший, он вернулся в часть.

В глазах начальства просто так это оставить уже было нельзя. Капитан остался командиром эскадрильи, но только уже штрафной.

К своим подчиненным командир авиаполка Петр Забавских относился как отец. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

К своим подчиненным командир авиаполка Петр Забавских относился как отец. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

«Лично им уничтожено много автомашин, танков и пехоты»

Чтобы не создалось впечатление, будто Забавских падал больше, чем взлетал, заглянем в наградные документы, где говорится о десятках успешных боевых вылетах. Причем все свои ордена и медали он получил уже после того, как возглавил штрафную эскадрилью. За год с сентября 1942-го по октябрь 1943-го он получил три Ордена Красного Знамени. Затем еще будет медаль «За боевые заслуги» и орден «Красной Звезды».

В представлении к первому ордену говорилось: «Из своей эскадрильи передал в 7-й гвардейский полк 5 летчиков, воспитанных лично им, которые в первые дни боевых действий уничтожили до 26 немецких самолетов. В настоящее время его воспитанников-гвардейцев во главе с младшим лейтенантом Ежовым знает вся страна. Лично капитан Забавских 11 раз водил группы по 7-8 самолетов в бой с отличными результатами… Лично им уничтожено много автомашин, танков и пехоты».

«Самовольно вылетели из Астрахани в Кизляр за вином»

Приказ наркома обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года обязывал военные советы и прежде всего командующих фронтами направлять в формируемые штрафные батальоны средних и старших командиров и соответствующих политработников, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, из всех родов войск. В том числе из авиации.

Полковник юстиции Андрей Мороз в газете «Красная звезда» рассказывал, что, к примеру, в 8-м отдельном штрафном батальоне Сталинградского, затем Донского фронта среди 343 штрафников, поступивших в батальон с 1 августа по 31 декабря 1942 года, было 24 авиатора.

Но параллельно с приказом № 227 в ВВС действовала и директива Ставки, где из пунктов директивы гласил: «Лётный состав, уличённый в саботаже, немедленно изъять из частей, свести в штрафные авиаэскадрильи и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственейших заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину». Так часть шла в пехоту, а кому повезло - в штрафную эскадрилью.

Летчики-штрафники наград не получали, как и денежных вознаграждений, а воевали в звании красноармейцев.

Полковник Мороз приводи такие примеры, приведшие в штрафники:

«5 июня 1943 г. командир 10-го учебно-тренировочного авиаполка отправил в Астрахань на самолете УТ-2 младшего лейтенанта Минченко и старшину Минина. На полевом аэродроме Началово им надлежало принять самолет Як-1 и вернуться в полк парой. Но летчики к установленному сроку не вернулись. Выяснилось, что они самовольно вылетели из Астрахани в Кизляр за вином и при взлете с пустыря поломали самолет УТ-2».

Их ждал трибунал, но учли заслуги и отправили в эскадрилью Забавских. Там же воевал и камэска Григорий Потлов, которого обвинили в трусости. Или еще один пример, который приводит полковник Мороз:

«14 августа 1942 г., ведя в бой группу из шести самолетов, задание не выполнил, вернулся на свой аэродром с полной бомбовой нагрузкой. Возможно (документальных подтверждений тому нет), летчики не нашли назначенную им цель, потратили время на ее поиск, а потом сбрасывать бомбы было уже поздно и опасно. Командир 228-й штурмовой авиадивизии полковник В.В. Степичев увидел причину невыполнения задачи в трусости ведущего группы. Приказом по армии Потлов в звании красноармейца, сдав на хранение в штаб свой орден Красного Знамени, был направлен в штрафную эскадрилью».

Воевал Потлов и здесь отлично. Забавских написал несколько представлений командиру авиадивизии, где говорил о мужестве и отваге подчиненного. В конце концов на четвертый месяц услышали и восстановили Потлова в звании капитана, вернули орден и назначили командиром эскадрильи.

Потери среди пилотов-штрафников были сопоставимыми с потерями строевых летчиков обычных эскадрилий. Эскадрилья Забавских потеряла, например, за три месяца - с 1 октября по 31 декабря 1942 г. - трех летчиков.

Петр Забавских командовал так, что его летчиков представляли к званию героя СССР. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

Петр Забавских командовал так, что его летчиков представляли к званию героя СССР. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

В представлении Забавских ко второму Ордену Красной звезды говорилось: «Штрафная эскадрилья малым числом летного состава 5-6 человек, произвели на Сталинградском фронте 86 успешных боевых вылетов». Далее перечисляются уничтоженные танки, машина, живая сила… Лично Забавских сбил два самолета противника Мессершмит Е-09 и Фокевульф.

Он воюет сам и пишет, пишет, пишет начальству, что его храбрые подчиненные искупили вину перед Родиной. В итоге всю эскадрилью вывели из штрафников, а Забавского назначили командиром 807 штурмового авиаполка. Когда его, уже майора, наградили третьим Орденом Красной Звезды, то отметили, что в его полку 1 потеря на 282 самолетавылета. Три человека представлены к званию Героя СССР.

В мирное время стал моряком

Осенью 1946 года, по состоянию здоровья (из-за тяжелых контузий), Петра Забавских демобилизовали из армии инвалидом 1-й группы.

- Врачи давали ему год-полтора жизни, - говорит Алла Романькова. – Он вернулся в город Сталинград, на родину жены. Нужно было содержать семью, поднимать двух дочерей.

1946-й. Петр Федосеевич с семьей: женой Валентиной и дочерьми Галиной и Эддой. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

1946-й. Петр Федосеевич с семьей: женой Валентиной и дочерьми Галиной и Эддой. Фото: «Музей-заповедник Сталинградская битва»

Вопреки прогнозам врачей Петр Федосеевич не только прожил еще 34 года, но и проработал почти всю жизнь. Полученные в детстве от отца плотницкие навыки помогали в послевоенные годы.

Сам мастерил мебель для дома. Хорошо рисовал, имел каллиграфический почерк, любил играть в шахматы, был заядлым рыболовом. В быту был скромным, доброжелательным, пользовался заслуженным уважением. С конца 1960-х и в 1970-е гг. был начальником маршрута на туристическом пароходе «ВТУ 322» и на дизель-электроходе «Таджикистан». Умер Забавских в 1980 году.

Тем временем «Комсомолка» рассказывает, как преступников находят по анализу ДНК в Беларуси: убийцу официантки нашли после 9 тысяч экспертиз, а мошенницу вычислили по перчатке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Президент Зимбабве о дружбе с Лукашенко: «У нас выработалась какая-то химия»

Президент Зимбабве рассказал о дружбе с Лукашенко (читать далее)

Трех белорусов в Польше за кражу насоса из магазина за $1400 могут посадить на 5 лет

В Польше задержали троих белорусов за кражу насоса из магазина (читать далее)

Лукашенко поблагодарил США за введение санкций

Лукашенко сказал, за что он благодарен западному миру (читать далее)

В Барановичах 42-летний мужчина выбросил 36-летнюю сожительницу из окна многоэтажки

Житель Барановичей хотел испугать, но выбросил с балкона сожительницу после ссоры (читать далее)

Назвали размер пенсионных надбавок в Беларуси с 1 февраля 2023

Пенсионные надбавки увеличились в Беларуси с 1 февраля (читать далее)