Премия Рунета-2020
Беларусь
0°
Boom metrics
Общество12 мая 2023 21:01

Автор песни «Ручнiкi» Николай Петренко чудом выжил в одной из самых крупных морских катастроф, во время которой в ледяной воде утонуло 7000 узников нацистских концлагерей

Как автор песни «Ручнiкi» Николай Петренко чудом выжил в одной из самых крупных морских катастроф
Петр КЛИМОВ
Белорусский композитор Николай Петренко выжил в одной из крупнейших морских катастроф в истории и стал автором одного из главных шлягеров ансамбля «Песняры». Фото: local.polotsk.museum.by, wikipedia.org, vma-pesnyary.com

Белорусский композитор Николай Петренко выжил в одной из крупнейших морских катастроф в истории и стал автором одного из главных шлягеров ансамбля «Песняры». Фото: local.polotsk.museum.by, wikipedia.org, vma-pesnyary.com

В 1970 году в репертуаре «Песняров» появилась песня «Ручнiкi», рассказывающая об истории любви парня Янки и девушки Алены. Музыку на стихи Веры Вярбы (Гертруды Соколовой) написал полоцкий композитор Николай Петренко. Хотя широкой публике не сразу стало известно, что песня его, а не народная.

«Мы-то с композитором были знакомы, представляли его залу»

Один из основателей именитого ансамбля Владислав Мисевич в книге «Песняры». Я роман с продолженьем пишу...» объяснял эту оплошность так:

- «Ручнікі» полочанина Николая Петренко на слова Веры Вярбы из-за ошибки на конверте многие до сих пор считают народной песней. Причем мы-то с композитором были знакомы, представляли его залу с первых же выступлений в Полоцке и Новополоцке еще «Лявонами».

«Ручнікі» стали одной из самых популярных песен ансамбля.

«Песняры» сделали «Ручнiкi» популярной песней. Фото: Архив Владислава Мисевича

«Песняры» сделали «Ручнiкi» популярной песней. Фото: Архив Владислава Мисевича

- В те времена на белорусской эстраде исполняли много песен самодеятельных авторов, потому что профессиональные композиторы эту самую эстраду не жаловали, - рассказывала «Комсомолке» музыковед Ольга Брилон. - Те же «Рушнікі» в 1960-х пели сестры Логиновы, популярные в то время. Благодаря им Мулявин хорошо знал песню, и поэтому взял ее в репертуар.

Та самая пластинка, где «Ручнiкi» причислили к народным песням. Фото: vma-pesnyary.com

Та самая пластинка, где «Ручнiкi» причислили к народным песням. Фото: vma-pesnyary.com

Мы не знаем, сильно ли переживал Николай Макарович, что его песня стала популярной, как народная, но почему-то кажется, что человек его судьбы отнесся к этой ошибке снисходительно. Это были мелочи по сравнению с тем, что он испытал в своей жизни.

Слушатели, наслаждавшиеся игривой песней, даже не представляли, в каком аду побывал человек, написавший эту лирическую композицию.

Так кто же он – композитор Николай Петренко?

Петренко написал «Ручнiкi», которые стали популярной песней. Фото: local.polotsk.museum.by

Петренко написал «Ручнiкi», которые стали популярной песней. Фото: local.polotsk.museum.by

Был ранен и попал в плен

Родился 19 декабря 1919 года в деревне Барбаров Наровлянского района Гомельской области. В 1936 году окончил педрабфак, а в 1940-м - Минский педагогический институт и был призван на службу в армию.

В первые дни Великой Отечественной войны Николай – заместитель политрука минометной роты - был тяжело ранен в ногу и контужен под литовским городом Мариямполь, читаем строки из биографии на сайте Краеведческого музея Полоцка.

Петренко отвезли в госпиталь, но эвакуировать раненых не успели, и Николай попал в плен. Долгих четыре года он был узником концлагерей и тюрем в немецких Фаллингбостеле, Фленсбурге, Нойенгамме. Две попытки побега закончились неудачей.

В победном мае 1945 года Петренко оказался в Нойенгамме, где находился крупнейший концентрационный лагерь на северо-западе Германии. Лагерь был ориентирован на производство кирпича., в Гамбурге должны были построить небоскребы. Для этого гестапо и служба безопасности СС депортировала в Нойенгамме десятки тысяч людей со всех оккупированных стран Европы.

Голод, жестокое обращение надзирателей СС, тяжелые условия труда и жизни в деревянных барках, где заключенным порой приходилось делить одну кровать на двоих или троих, приводили к большой смертности узников. Узников концлагеря Нойенгамме убивали с помощью газа и инъекций, людей вешали, топили и расстреливали. Они умирали от общего физического истощения. Из почти 100 400 заключенных концлагеря Нойенгамме погибло более половины.

В Мемориальном комплексе Нойенгамм, созданном на месте лагеря, рассказывают, что голод занимал все мысли заключенных. С утра заключенные получали жидкий молочный суп или так называемый «кофе», на обед – баланду (жидкий суп с брюквой, практически без жиров).

Некоторым давали бутерброд в качестве «надбавки занятым на особо трудных работах». Вечером выдавали хлебный паек на следующий день.

Заключенные носили одежду из полосатой ткани, которая едва ли защищала от холода. Часто она была заштопана, изношена, слишком мала или слишком велика. Отличительным знаком заключенных был большой желтый крест, нарисованный на спине. У большинства заключённых на ногах были деревянные башмаки.

Через разбитый иллюминатор Николаю удалось покинуть трюм пылающего корабля

Весной 1945-го, во время отступления гитлеровской армии, заключенных эвакуировали в другие лагеря вглубь Германии. 9000 были согнаны на три корабля в бухте у города Любека. Одним из этих узников был и Николай Петренко, который попал на корабль «Кап Аркона».

Заключенных поместили в трюмы, где им приходилось стоять, плотно прижавшись друг к другу. Некоторые, не выдержав, умерли от голода, жажды и от общего истощения. 3 мая 1945 года во время воздушного налета и бомбежки британских ВВС на этих кораблях погибло почти 7000 заключенных - одни не смогли спастись из огня, другие утонули, некоторые были застрелены. Выжило 450 человек. Потопление «Кап Аркона» занимает четвертое место по числу жертв в списке морских катастроф.

Горящий корабль «Кап Аркона», 3 мая 1945 года. Фото: wikipedia.org

Горящий корабль «Кап Аркона», 3 мая 1945 года. Фото: wikipedia.org

Через разбитый иллюминатор Николаю удалось покинуть трюм и он оказался в ледяной воде. Из последних сил 25-летний парень добрался до якорной цепи и по ней поднялся на палубу, пожар на которой пытались потушить охранники. Вечером на побережье появились английские войска.

Через две недели бывших узников передали представителям советского командования. После проверки СМЕРШем (вот здесь рассказываем о новой книге про эту структуру совеской разведки) Петренко направили в действующую армию. Но после четырех лет лагерей здоровье его было сильно подорвано. И его отправили на лечение в госпиталь и только потом вернули в армию. В декабре 1945-го Петренко демобилизовали и только тогда он вернулся на родину.

«В комнате горела печь, и я, потрясенный, уронил письмо и ноты песни»

Николай работал преподавателем и воспитателем в различных учреждениях образования Гомельской и Витебской областей.

В 1960-м году Николая Петренко переехал в Полоцк, где стал преподавателем белорусского языка и литературы Полоцкого педучилища, а позже – завучем. В 1995 году, за два года до смерти, Николай Макарович получил звание «Почетный гражданин города Полоцка», а до этого - «Заслуженный учитель БССР». Он автор нескольких учебников.

Петренко был автором учебников и учителем, которого вспоминают с благодарностью. Фото: local.polotsk.museum.by

Петренко был автором учебников и учителем, которого вспоминают с благодарностью. Фото: local.polotsk.museum.by

И, как вы уже знаете, он не просто увлекался музыкой. Композитор-самоучка Петренко написал более 300 песен. Коллеги вспоминают, что рабочем столе в его квартире обязательно лежала нотная тетрадь, а рядом на стене висела домра, на которой он играл в минуты вдохновения. Первую песню Николай Макарович написал в 1956 году. Эта была «Мяцеліца» на стихи Алеся Ставера. А «Ручнiкi» - 27-я, как говорил сам композитор.

Популярность ему принесла песня «Ой, сторонка ты мая лясная» на слова Анатолия Острейки. Николай Макарович показал ее профессиональному композитору Григорию Пуксту на одном из семинаров. И тот поддержал коллегу, обработал песню и передал хору Белорусского радио.

«Помню, как я вскочил с постели, когда впервые утром услышал по радио свою песню, - вспоминал Петренко. - Это окрылило меня, заставило работать дальше».

«Ручнiкi» Петренко написал, когда работал в Ветринской школе-интернате и руководил школьным хором. Читая журнал «Полымя», он обратил внимание на стихотворение Веры Вербы:

- Оно вызвало интерес и определенные музыкальные ассоциации. В нем была сюжетная линия, лиризм и легкий юмор, которые часто свойственны народным песням, которые запали в душу с детства.

Но не все было так просто. Работа над песней не сразу принесли известный всем результат. Петренко написал 14 вариантов, прежде чем решил изменить музыкальный размер с трех четвертей на две четверти. И мелодия ожила…

В 1959-м году хор стал исполнять «Ручнiкi» на концертах. Казалось бы, сейчас все ее запоют, но когда Петренко отправил песню в Республиканский Дом народного творчества, то получил ответ: «Песня вялая, плохая, к исполнению не рекомендуем».

- В комнате горела печь, и я, потрясенный, уронил письмо и ноты песни. Сейчас жалею: интересный был бы документ, - вспоминал Николай Макарович.

На более поздних изданиях «Ручнiкi» обрели авторство, правда, и на CD 1994 года не обошлось без ошибки в инициале автора. Да и слова «Ты мне вясною прыснілася» написал не Янка Купала, а Михась Шушкевич. Фото: vma-pesnyary.com

На более поздних изданиях «Ручнiкi» обрели авторство, правда, и на CD 1994 года не обошлось без ошибки в инициале автора. Да и слова «Ты мне вясною прыснілася» написал не Янка Купала, а Михась Шушкевич. Фото: vma-pesnyary.com

Но через два месяца на республиканском конкурсе агитбригад песню ждал успех и ее записали на Белорусском радио. Так постепенно песня дошла до Государственного народного хора БССР и «Песняров». Аранжировку для ансамбля сделал Владимир Мулявин.

Николай Петренко говорил, что он не считает «Ручнiкi» своей лучшей песней, но именно она стала самой популярной. Она включена в «Антологию белорусской народной песни» и «Антологию белорусской советской песни».

Ранее мы писали про великие фильмы о войне, в которых белорусы стали прообразами героев или повторили их судьбу: «Помни имя свое», «В бой идут одни старики», «Судьба человека».