Премия Рунета-2020
Беларусь
+6°
Boom metrics
Общество20 июля 2022 21:01

Кинооператор из Витебска снимал войну из горящего танка: запечатлел собственную смерть, постоянно держал палец на спуске пулемета и чудом выжил с 27 осколочными ранениями

Ефим Лозовский вел уникальные съемки Второй мировой войны из танка Т-34, работал на Нюрнбергском процессе, а из Берлина увез необычный сувенир, вырезав из сейфа Гитлера замок
Петр КЛИМОВ
Ефим Лозовский снимал войну из танка. Фото: csdfmuseum.ru и vk.com/krasnayazvezda

Ефим Лозовский снимал войну из танка. Фото: csdfmuseum.ru и vk.com/krasnayazvezda

Какой вам представляется Вторая мировая война? Какие кадры всплывают в памяти? Любимый военный фильм, может быть документальный… Вряд ли кинохроника. Черно-белая, без слов… Ее нам показывают редко, урывками, в основном боевые действия приуроченные к юбилею или кадры встречи победителей к 9 Мая…

Но нет ничего сильнее тех кадров, которые сняли идущие в ногу с солдатом и лежавшие с ними в окопах фронтовые кинооператоры. Там не только сражения, там жизнь с ее радостями и горестями: врезающиеся в память лица солдат, идущих на смерть, и детей, выбравшихся из подвалов после бомбежки, закоченевшие трупы у дорог и медсестры из последних сил тянущие на себе раненых…

«Плачьте, но снимайте!» - говорил коллегам классик советского кино Александр Довженко. И они снимали в самом пекле. Часто свою смерть. Из 257 операторов погиб каждый четвертый, а каждый второй был ранен. Но они оставили 2100 часов материала. Это не повторишь и не переснимешь.

Великий режиссер Андрей Тарковский рассказывал, что он был ошеломлен, когда увидел военные кадры перехода Советской Армии через Сиваш, и включил их в фильм «Зеркало» - признанный мировой шедевр, пишет kino-teatr.ru.

- Вдруг передо мною, точно из небытия, возникли люди, измученные непосильным, нечеловеческим трудом, страшной и трагической судьбой, то мне стало совершенно ясно, что этот эпизод не может не стать самым центром, самой сутью - нервом и сердцем нашей картины. На экране возник образ поразительной силы, мощи и драматизма. Ясно, что снимал его замечательно талантливый человек, - сказал Тарковский.

Звали этого человека Георгий Хнкноян. И было ему тогда немногим за 20 лет.

"Ефим Лозовский вырезал из двери сейф-циммер Гитлера огромный замок"

Среди военных кинооператоров были и мастера белорусской школы: Владимир Цеслюк, Михаил Беров, Оттилия Рейзман, Иосиф Вейнерович, Ефим Лозовский… У каждого своя история, свой боевой путь.

«Ефим Лозовский вырезал из двери сейф-циммер Гитлера огромный замок», - эту фразу из берлинского дневника поэта из Орши и фронтового корреспондента Бориса Ласкина без улыбки читать невозможно.

Здесь, кстати, можно прочитать Борисе Ласкине – авторе текстов к песням «Три танкиста», «Спят курганы темные» и других шедевров.

Ефим Лозовский с фронтовой камерой в руках. Фото: csdfmuseum.ru

Ефим Лозовский с фронтовой камерой в руках. Фото: csdfmuseum.ru

Операторы шли в атаку и оборонялись вместе с солдатами.

«…Я не могу не думать, когда смотрю фильмы киноэпопеи, о тех, кто делил с нами все тяготы солдатской жизни и умирал, как солдат, на поле боя. Только в руках у него вместо автомата – кинокамера», - говорил о кинооператорах маршал Иван Баграмян.

В камеру "Аймо" заряжалась кассета с 30 метрами пленки, которой хватало на минуту. Но бывало, что приходилось откладывать камеру и брать в руки оружие. Например, Борис Шер, снимая в истребителе воздушный бой сбил из пулемета вражеский самолет. А вот Ефим Лозовский прославился как оператор-танкист.

"Едва успели вытащить из горящего танка Ефима Лозовского"

Ефим Давидович родился в Витебске 7 ноября 1904 года. Накануне революции и после нее был учеником фотографа, а в 1919-1921 годах – сначала работал красноармейским фотографом, а затем - в губернской кинофотосекции. После службы в армии, оказался в Москве, где постепенно рос профессионально как оператор различных кинофабрик и киностудий.

В его молодой жизни хватало тягот и приключений. В ноябре 1941-го каким-то образом оказался в башкирском Стерлитамаке. Говорят, что разрешения на въезд в город не имел и за это был арестован. Освободили его в феврале 1942-го. И он сразу ушел на фронт добровольцем, воевал в звании инженер-капитана в составе киногруппы 3-го Белорусского фронта.

Кадры снятые Лозовским есть во многих уже ставших историческими документальных фильмах «Орловская битва», «Минск наш», «Освобождение Советской Белоруссии», «Парад Победы» и многих других.

Историк кино Валерий Фомин в книге «Плачьте, но снимайте!» приводит воспоминания начальника по киногруппе 3-го Белорусского фронта Александра Медведкина:

«Убили Владимира Крылова, который в уличных боях руководил съемками группы сержантов-операторов… Мы остро переживали. На улицах Вильнюса тяжело ранили Мищенко. На подступах к Кёнигсбергу выбыл из строя контуженный Довнер. Его я едва отыскал в госпитале, откуда его уже отправляли в тыл. Еще раньше, в танковой битве на Курской дуге, едва успели вытащить из горящего танка Ефима Лозовского».

Медведкин с большой теплотой вспоминал о Ефиме и его съемках из танка:

«Ему не сразу разрешили забраться для съемки в эту тесную машину, однако он упрямо добивался и добился своего. И пока его танк не подожгли, он снимал сенсационные кадры разгрома вражеских колонн, идущих по шоссе, уничтожения артиллерии и живой силы фашистов».

Борис Лозовский (в центре) был членом экипажа танка. Фото: kino-teatr.ru

Борис Лозовский (в центре) был членом экипажа танка. Фото: kino-teatr.ru

Лозовский, став главным специалистом по съемкам боев из танка, стремился добиться максимальной неуязвимости камеры, оператора и одновременно увеличить время непрерывной съемки без перезарядки. Константин Рокоссовский, командовавший армией, распорядился ему всячески в этом помогать.

"В левой руке он держал контакт аппарата, а палец правой лежал на гашетке пулемета"

В итоге к башне Т-34 Лозовского приделали бронированный футляр, в котором помещался стационарный аппарат со 120-метровой, а не 30-метровой кассетой. Проводили даже испытания, как танк с таким футляром будет прорываться по пересеченной местности и валить деревья. Установка выдержала. Тренировки длились месяц, ведь Лозовский не просто хотел снять «что получится».

Камера должна была держать в кадре ствол пушки. Но как ее включать-выключать? Для этого аппарат снабдили электромотором, и привод от него проходил внутрь машины. Лозовский видел поле боя в смотровую щель, находясь рядом с водителем. В левой руке он держал контакт аппарата, а палец правой лежал на гашетке пулемета, из которого он должен был стрелять если видит цель. Позади него стоял заряжающий, а в башне находился командир.

Впервые оператор снимал бой, глядя на него глазами танкистов. Еще раз: реальный бой, не киношный! Там убивают.

На видео запечатлен момент, когда Т-34 Лозовского подбил танк противника. Фото: кадр видео "Как снимали войну"

На видео запечатлен момент, когда Т-34 Лозовского подбил танк противника. Фото: кадр видео "Как снимали войну"

В представлении к награждению Орденом Отечественной войны Первой степени напишут: «12 июля 1943 года – северней Орла под деревней Середа капитан Лозовский 6 раз ходил в атаку в танке Т-34 «Дмитрий Донской»

Алексей Лебедев и Дмитрий Рымарев в книге «Их оружие – кинокамера» пишут, что он снимал, в частности как идущий впереди КВ раздавил пушку противника, пока не закончилась пленка.

Кстати, увидеть работу Ефима Лозовского можно в сериале "Как снимали войну" (16 серия).

Уникальные кадры боя, снятые Лозовским. Немцы стреляют из пушек по танкам. Фото: кадр видео "Как снимали войну"

Уникальные кадры боя, снятые Лозовским. Немцы стреляют из пушек по танкам. Фото: кадр видео "Как снимали войну"

А вот Лозовский уже снял, как тяжелый танк КВ раздавил немецкие пушки. Фото: кадр видео "Как снимали войну"

А вот Лозовский уже снял, как тяжелый танк КВ раздавил немецкие пушки. Фото: кадр видео "Как снимали войну"

«Ему собирались ампутировать левую руку"

А когда закончилась, Лозовский передал командиру, чтобы тот остановил танк в ближайшем укрытии. Ефим вышел наружу, чтобы перезарядить пленку. И только после этого они поехали дальше, догонять своих. Продолжения кино не было.

Снаряд вражеской пушки попал в Т-34. Заряжающий и командир были убиты. Механик-водитель и Лозовский были ранены и сумели выбраться из танка.

Лариса Кокарева - дочь Ефима Давидовича - и Галина Лагун - его сноха - в книге «Памяти живая нить» написали, что лежавшего без движения на обочине окровавленного Лозовского подобрал знакомый офицер-артиллерист и доставил его в полевой госпиталь. На его теле было двадцать семь ран.

«Ему собирались ампутировать левую руку, и только благодаря всемогущему хирургу Бурденко рука была спасена, а весьма вероятно, и жизнь», - читаем в книге.

Четыре с половиной месяца он пролежал в госпитале, а врач, извлекавший из тела осколки, на прощание сказал: «Теперь вы в полной боевой готовности... По условиям военного времени, конечно. Остальные осколки достанем после войны».

А бронированный ящик, а вместе с ним и кинокамера с отснятым боем, оказалась невредима. Этот материал потом использовали в фильме «Орловская битва».

Вернувшись в строй, Лозовский снова стал снимать войну из танка. На башне бронированной машины была нарисована буква «Л» и все знали, что это своеобразная съемочная машина Лозовского.

"Осколок снаряда пробил броню моего аппарата и разбил его хрупкий механизм вдребезги"

Со 2-м Тацинским танковым корпусом он продолжал снимать танковые сражения. Под Витебском его танк снова подбили - снаряд попал в гусеницу.

«Второй снаряд был наверняка мой, но идущий рядом танк загородил меня и принял удар на себя. Так или иначе, мне пришлось покинуть танк под обстрелом у передовых позиций немцев и, что самое досадное, как оказалось, осколок снаряда пробил броню моего аппарата и разбил его хрупкий механизм вдребезги. Естественно, погибла и снятая пленка...» – сокрушался Ефим Давидович, вспоминая тот бой. С передовыми частями Лозовский ворвался и в Минск. Вспоминая, как приветствовали горожане своих освободителей, Лозовский говорил:

«Если я в этот день снял бы не в фокусе, мне, да и любому другому было бы простительно. Так, наверно, я давно не волновался...».

Ефим Давыдович Лозовский был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. Через объектив его камеры зрители видели Нюрнбергский процесс, разрушенные Кенигсберг и Берлин.

Ефим Давидович (справа) в послевоенные годы. Фото: csdfmuseum.ru

Ефим Давидович (справа) в послевоенные годы. Фото: csdfmuseum.ru

После войны Ефим Давидович работал на студии документальных фильмов, но снимал уже мирную жизнь: дрейфующую станцию Северный полюс-4, китобойную флотилию «Алеут», Олимпийские игры в Мельбурне… Ефим Давидович Лозовский, уникальный и храбрый кинооператор Второй мировой войны ушел из жизни в 70 лет, 3 февраля 1975 года. Мастер ушел, но войну мы будем видеть его глазами.

Ранее мы писали о трагически погибшей 27-летней белорусской медсестре в Дагестане, которой поставили памятник: сорвалась со скалы, когда спешила на помощь роженице

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Россиянин, который прыгал через Вечный огонь в Минске, получил 1 год и 1 месяц колонии

Такое решение вынес Суд Партизанского района Минска (читать далее)

Белорусский врач сказал, имеет ли право пациент фотографировать данные из своей медкарты

Все неоднозначно (читать далее)

Врачи рассказали, как действует на здоровье «кентавр» - новый вариант коронавируса

Этот вариант омикрон-штамма распространяется по всему миру (читать далее)

Сорвалась со скалы, когда спешила на помощь роженице: трагически погибшей 27-летней белорусской медсестре в Дагестане поставили памятник

Мужественная девушка Ася Денисенко была единственным медиком на сотни километров (читать далее)

Против жителя Кличевского района возбудили дело за истязание беременной женщины

Последний такой факт установлен 19 мая 2022 года (читать далее)