Премия Рунета-2020
Беларусь
-2°
Boom metrics
Звезды18 февраля 2023 21:01

Юрий Антонов в Беларуси жил у Триумфальной арки в Молодечно, пел на итальянской аппаратуре Вуячича, стал невыездным, а песню «Снегири» написал для белорусского кино

Назвали 21 неожиданный факт о связи с Беларусью Юрия Антонова, которому исполнилось 78 лет
Семен КРЫЛЫШКО
Юрий Антонов отмечает 78-летие 19 февраля 2023 года.

Юрий Антонов отмечает 78-летие 19 февраля 2023 года.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Ни для кого давно не секрет, что музыкальная карьера народного артиста России Юрия Антонова началась в Беларуси. 19 февраля 2023-го, в день 78-летия маэстро, «Комсомолка» собрала яркие факты - аж 21 - о белорусских страницах биографии любимого миллионами певца и композитора.

Главным местом детства была Триумфальная арка

В Беларусь семья Юрия Антонова приехала в начале 1950-х из Берлина, где в военной администрации замкоменданта района Потсдам служил отец музыканта Михаил Васильевич Антонов – фронтовик, который прошел всю войну с 1941-го. В 1953-м Михаила Антонова перевели в Молодечно - в военный комиссариат.

Маленький Юра с отцом - военнослужащим Михаилом Васильевичем и мамой - домохозяйкой Натальей Михайловной. Фото: Кадр видео Первого канала

Маленький Юра с отцом - военнослужащим Михаилом Васильевичем и мамой - домохозяйкой Натальей Михайловной. Фото: Кадр видео Первого канала

В самом центре города Антоновы (отец Михаил Васильевич, мать Наталья Михайловна, дети Юрий и Жанна) получили двухкомнатную квартиру №10 на втором этаже дома по улице Жданова (нынешний адрес - Машерова, 15). Правда, удобства в ту пору были во дворе, отопление – печное, уточняют в «Маладзечанскай газеце», а в подъезде – скрипучие деревянные лестницы.

- Молодечно – это такой польский город (речь о том периоде, когда Западная Беларусь была в составе Польши с 1921-го по 17 сентября 1939 года – Ред.). Я как сейчас помню этот чистенький город, - говорил в 2012-м на ТВ Юрий Антонов. - У нас район Геленово назывался (здесь подробности про историю района, его историческую связь с военнослужащими и местные достопримечательности – Ред.). [Там была] арка (точнее - Триумфальная арка – Ред.), еще с польского часа, как говорится. Мы лазили по этой арке (в одном из интервью Антонов сравнит ее с аркой на московском Кутузовском проспекте – Ред.) огромной, хотели что-нибудь найти старинное. У нас был шикарный парк и гора Лысица. Она была за парком. На горе мы проводили все свои детские, юношеские дни, вечера.

Триумфальную арку до сих пор помнят в Молодечно. Фото: Архив Владимира Садовского

Триумфальную арку до сих пор помнят в Молодечно. Фото: Архив Владимира Садовского

А в телепрограмме «Судьба человека» в 2017 году признавался, что в детстве был заправским шалопаем: «Как туземец лез за бананом или кокосовым орехом, так же я за яблочками. В чужом саду!»

Отвечая на вопрос, зачем все это было нужно, маэстро в программе «Пока все дома» (1996) говорил:

- Это как бы испытание на прочность: страшно тебе или не страшно залезть в чужой сад, залезть на дерево. А там на шухере стоят, а ты в это время набиваешь этими зелеными яблоками, которые есть нельзя а потом прибегаешь и высыпаешь. Они и не нужны, но сам факт, атмосфера… Ползали по-пластунски, у забора кто-то сидит, слушает, чтобы хозяин не вышел…

В детстве заново учился ходить после полиомиелита

В 2008-м сестра певца и композитора Жанна рассказала «Комсомолке», что в белорусском послевоенном детстве ее старший брат Юра часто болел.

- В семь лет его парализовало - ходить не мог, мама с ложечки кормила. Семь месяцев с ним в больнице пролежала, - рассказывала сестра Антонова. - С пенициллином большие сложности. Мама оплачивала не только лекарство, но и дорогу за ним туда и обратно. Семья наша из Германии в Беларусь приехала. Денег было немного. Зато от той жизни остались добротные вещи - ковры, платья. Все дарили врачам, только бы они Юрку нашего смотрели, как подобает. Больше тысячи уколов ему тогда сделали.

Также сестра добавляла «КП»: маленький Юра был единственным из своей палаты, кто полностью поправился.

- Мальчишки из его палаты все вышли инвалидами: кто хромой, у кого рот набок, у кого психические отклонения. Правда, пришлось ему тогда учиться заново ходить.

Учился играть на трофейном аккордеоне

Мама Антонова говорила в фильме «Антракт», что в детстве будущий певец мечтал стать офицером, как и отец. Да и родители видели такой путь для сына. Наталья Михайловна даже возила его в 10 лет поступать в Минское суворовское училище. Но не сложилось. Наверное, тогда и было решено отдать ребенка в музыкальную школу по классу аккордеона, ведь тягу к своего Юрика к миру звуков его мама запомнила еще с первых лет его жизни.

Антонов учился играть на трофейном аккордеоне. Фото: Кадр видео ТВЦ

Антонов учился играть на трофейном аккордеоне. Фото: Кадр видео ТВЦ

Антонов рассказывал на «Вечерах в Политехническом»:

- В качестве трофея государство дало возможность вывезти [отцу из Германии] в том числе и два аккордеона Hohner (инструменты были фирменными, один красного цвета, а другой – белого – Ред.). И я начал понемножечку на них наигрывать, что-то пытаться. Тогда мама взяла меня за руку и привела в музыкальную школу.

Первый концерт на балконе посетила милиция

Частенько занимался парнишка на балконе той самой двушки у молодечненской Тримфальной арки. Это подтверждает и документальный фильм «Антракт». В ленте мама маэстро Наталья Михайловна рассказала, как однажды, возвращаясь домой, увидела скопление людей прямо под балконом, рядом - милиционер.

- Звуки: Юрик играет на аккордеоне – и народ собрался. А мальчик с нашего дома, Валера, на скрипке.

Играли песню «Ой, старшина, старшина…» из кинофильма, который накануне посмотрел юный талант Антонов.

На скучные занятия в музучилище приносил приемник

С 1959 по 1963 годы (если точнее, то личное дело учащегося велось с 10 июля 1959-го по 11 июля 1963-го) Юрий Антонов – студент Молодечненского музыкального училища (ныне – Музколледжа имени Михала Клеофаса Огинского) на отделении народных инструментов.

- Ну, куда еще было поступать? В кооперативный [техникум]? Ну какой кооператор из меня? Политехнический [техникум]? К наукам я как-то особо не тяготел. Оставалось музыкальное училище, - рассуждал маэстро в 2021 в интервью «МК-Бульвару» о вариантах поступления в Молодечно.

Один из первых ансамблей Антонова времен его учебы в музучилище Молодечно. «Русский народный диксиленд», как он шутил сам. Фото: Кадр видео ТВЦ

Один из первых ансамблей Антонова времен его учебы в музучилище Молодечно. «Русский народный диксиленд», как он шутил сам. Фото: Кадр видео ТВЦ

В училище, как не раз рассказывали СМИ его однокурсники, талантливый юноша больше увлекался эстрадой и джазом. Мог даже запросто принести на малоинтересные ему предметы общего характера приемник с наушниками. Да еще и ритм на парте отбивать! Отсюда, видимо, и успеваемость по ним, озвучанная в докфильме «Антракт»: история СССР – «три», новая история – «три», иностранный язык – «три», белорусский язык – «три», физвоспитание – «четыре»…

Наверное, еще несколькими годами ранее за такие музыкальные склонности и вольности в учебе Антонова могли и отчислить из училища. Но Юрий успел себя зарекомендовать. Так, Валерий Кузнецов, однокурсник именитого музыканта, вспоминал в материале sb.by:

- Юра Антонов уже тогда на переменах все время собирал ребят в группки типа квартетов – кларнет, аккордеон, контрабас, ударный инструмент - и что-то там экспериментировал.

А вот воспоминания еще одного сокурсника будущей звезды Геннадия Греба:

- Вечно был в движении, постоянно что-то кому-то доказывал. Народную музыку не любил играть, а вот в эстрадной показывал на самом деле высокий класс.

Покупал на рынках ноты американского джаза

Вскоре известность Антонова стала общегородской. Ведь первый эстрадно-джазовый бэнд Антонова родился как раз в пору учебы. «У меня был коллективчик небольшой, диксиленд, и мы разучивали там американский джаз», - делился артист в одном из телеинтервью. Правда, добавлял, что контрабаса в Молодечно было не сыскать, потому его заменяли бас-балалайкой. Оттого Антонов иронично называл этот состав «Русский народный диксиленд».

А однокурсник артиста Валерий Кузнецов в беседе с sb.by вспоминал:

- Однажды директор [Иван] Сушкевич дал поручение сколотить ансамбль на музыкальные вечера. В него вошли я, Антонов, [Геннадий] Греб и [Георгий] Остапенко (однокурсники Антонова – Ред.). А нравы были тогда насчет музыки суровые, ничего западного, тлетворного не допускалось. Мы делали так. Как только Сушкевич входит в помещение - тут же играем польку-трясуху или краковяк. Чуть директор за порог – сразу же переходим на чарльстон, твист и рок-н-ролл. За это заслужили от всех наших товарищей большую благодарность.

Юрий Михайлович спустя годы делился, что первые заработки тратил на ноты польские ноты американского джаза для того самого первого бэнда. Купить их в Молодечно было проблематично (читай: нереально), потому он с друзьями ездил в Вильнюс, на местный рынок.

Руководил хором машинистов и проводниц в 14 лет

В 14 лет Юрий Михайлович стал руководителем хора в железнодорожном депо. Антонов говорил в программе «Мой герой» (2018) на ТВЦ, что хорошо знал сольфеджио, так что большой сложностью работа с хористами из депо не стала.

Антонов среди выпускников училища. Фото: Кадр видео Первый канал

Антонов среди выпускников училища. Фото: Кадр видео Первый канал

- В ту пору у меня уже были зачатки лидера. Моим словам не прекословили: я говорил петь то женским голосам, то мужским, или - бас, тенор, баритон. Так все раскладывал. И прилично хор звучал, мы какие-то премии получали.

Антонов продолжал в интервью «Комсомолке»:

- Да, я ездил с аккордеоном за 20 километров на узловую станцию руководить дядьками и тетками, большими здоровыми машинистами и проводницами. И уже получал деньги, приличные по тому времени, - 60 рублей.

За модными вещами ездил в Вильнюс на мотоцикле

На первые же деньги, заработанные как руководителем хора в депо, Юрий с приятелями ехал в Вильнюс, где смог приодеться. В интервью из фильма «Антракт» Антонов говорит:

- В училище меня помнят как стилягу. Мы специально ездили в Вильнюс, доставали там одежду модную, знаешь, чешские туфли с острыми носами. И у меня одного из первых здесь… Я поехал в Вильнюс купил себе в клеточку пиджак с широкими плечами, галстук, где были обезьяны, короткие брюки в дудочку, носки с полосочками цветными и туфли на толстой микропорке. Я был вообще супер! Кок делали бешенный, вазелином намазывали!

В программе «Сегодня вечером» уточнил:

- Весь был интерес в чем? В охоте! Это была охота - достать!

Сбежал с распределения в музыкальную школу

В 1963-м Юрий Михайлович, получив в Молодечно диплом преподавателя музыкальной школы и руководителя оркестра народных инструментов в числе 10 выпускников класса Карла Погоцкого Молодечненского музучилища, переезжает к родителям в Минск. В кармане у него - распределение на место преподавателя в музыкальную школу. Что было дальше – он рассказывал на встрече с поклонниками в петербургском политехе:

- Походил два, три или четыре урока и просто убежал оттуда! Я просто понял, что это – не мое. И мне показалось, что я могу просто искалечить детей.

Освоил тромбон для оркестра радиозавода

Это обстоятельство задало направление пути Антонова на профессиональную сцену. Его мама работала в бухгалтерии Минского радиозавода, где был свой джаз-оркестр. Управлял коллективом руководитель эстрады Белгосфилармонии Лев Моллер. Туда и подался юноша. Вот только аккордеонист, пусть даже и отличный, джазовому коллективу никак не был нужен – то ли дело тромбон.

В программе «Десять фотографий» (2017) на телеканале «Звезда» Юрий Михайлович вспоминал:

- Тромбон освоил очень быстро. Дело в том, что там был профессиональный тромбонист, и он меня обучил штрихам. Тромбон – это ведь штрихи! Там же нет ноты «ля» или «си», клавиш. Ты чувствуешь примерно, ухом должен ощущать эту ноту. Я так дома начал дуть – все соседи с ума сошли! Только стук в двери: «Прекратите! Что вы делаете?»

А вскоре Моллер сделал Антонову предложение:

- Кончай самодеятельность, давай к нам в филармонию. Мы тебе сделаем коллектив, бригаду, будешь ездить, работать, деньги зарабатывать.

На контрабасе играла женщина, а гитарист любил выпить

И уже в январе 1964-го Антонов стоял на профессиональной сцене как солист-инструменталист - аккордеонист и руководитель трио. Наверное, один из самых юных в истории Белгосфилармонии.

Состав первого коллектива запомнился Юрию Михайловичу навсегда: на контрабасе в коллективе играла женщина, а гитарист Олежка был любителем выпить. «Немножко», - уточнял Антонов.

- А у меня были сольные номера. В ту пору очень модные были такие произведения-выставки для аккордеонистов, различные популярные тогда мелодии, которые сейчас уже, в общем-то, уже и не помнят, - делился Юрий Михайлович в программе «Акулы пера» (1995) на ТВ-6.

Антонов времен "Тоники". Фото: Кадр видео Первого канала

Антонов времен "Тоники". Фото: Кадр видео Первого канала

Первые большие деньги получил в Минске

В феврале 1964 года состоялись первые гастроли Антонова и его трио в Новосибирск. Тогда же, говорил маэстро «Комсомолке», он и стал зарабатывать как профессиональный музыкант.

- Первый мой заработок в Белорусской государственной филармонии был 440 рублей! – вспоминал Антонов. - Когда я вернулся с гастролей и пришел в кассу филармонии, мне выдали эти деньги, я принес их домой папе с мамой, они даже понять не могли, как это можно заработать столько?! Но за месяц тогда мы сделали порядка 40 концертов! А средняя зарплата была 100 рублей.

Выступал с «кучерявым» Мулявиным

Юрий Антонов однажды играл в одном коллективе с Владимиром Мулявиным. Про эту историю маэстро вспоминал подробно в интервью на радио «Маяк» (2018). Лев Моллер предложил посмотреть Антонову молодого гитариста из Свердловска – в ансамбле Юрия Михайловича как раз появилось вакансия.

- Встречаемся. Он какое-то странное на меня впечатление произвел. У него по тем временам болтались уже длинненькие волосы кучерявые, глаза – безумные. И он ходил с гитарой по второму этажу филармонии и все время что-то там репетирует, «Полет шмеля» крутит. Говорю: «Давайте поиграйте, в усилитель включитесь». Смотрю – прилично.

Когда Антонов сказал Моллеру, что готов брать Мулявина в коллектив, мол, прилично играет парень, тот добавил: «Он не один, у него жена еще». Речь о первой супруге Мулявина Лидии Кармальской, которая выступала в редком даже по тем временам жанре художественного свиста. В итоге, в безымянный коллектив Антонова (а тогда, объяснял он, названия еще не были приняты) они попали вместе. И сразу же на первые гастроли – в Тулу:

- Мы играли, а она рулады соловья давала, - говорил Антонов в интервью программе «Мой герой».

Но совместные выступления были недолгие.

- Володя сказал: «Юра, я хочу создать коллектив», - говорил Антонов, отмечая, что в Мулявине уже в ту пору «маячил такой руководитель, понимаете, лидер».

К слову, в фильме «Берегите женщин», первой картине, к которой Антонов написал музыку, одну из главных ролей (Олю) сыграла третья жена Мулявина – актриса Светлана Пенкина.

ВИА "Мелодии и ритмы" с Юрием Антоновым в составе. Фото: Архив Виктора Синайского (архив "КП")

ВИА "Мелодии и ритмы" с Юрием Антоновым в составе. Фото: Архив Виктора Синайского (архив "КП")

Участвовал в первом белорусском ВИА

После работы со своими коллективами Антонов стал участником первого белорусского ВИА «Мелодии и ритмы» (так же назывался популярный музыкальный журнал из ГДР). Основал коллектив в Белгосфилармонии Виктор Синайский - мультижанровый артист, пародист, остроумный ведущий, режиссер. Дело было в 1966-м сразу после появления в том же году первого советского ВИА – ленинградских «Поющих гитар». Так что «Мелодии и ритмы» стали первым белорусским ансамблем такого плана и №2 во всем СССР.

Среди участников ансамбля был Юрий Антонов:

- Это были его первые шаги на эстраде. Перед этим он играл в основном на клавишах, а у нас и на гитаре. Пели репертуар, который и не снился советским артистам: зарубежные шлягеры, к которым я писал русскоязычные тексты, - уточнял «Комсомолке» Виктор Синайский.

ВИА "Мелодии и ритмы" с Юрием Антоновым в составе. Фото: Архив Виктора Синайского (архив "КП")

ВИА "Мелодии и ритмы" с Юрием Антоновым в составе. Фото: Архив Виктора Синайского (архив "КП")

Стал музыкальным руководителем ансамбля Вуячича

Речь об ансамбле «Тоника», собранном в конце 1967-го для знаменитого белорусского эстрадного певца Виктора Вуячича, где 22-летний Юрий был музыкальным руководителем. Тот период Юрий Михайлович назвал наработкой профессионального уровня. И приводил пример изданию «Союз. Беларусь – Россия» в 2015-м:

- Профессиональной игре на фортепиано, органе, синтезаторах всерьез учился уже в группе, на практике. Концертная игра приходит с концертной практикой, ее сам осваиваешь. Техника это хорошо, но если нет воображения и внутреннего расположения к игре в ансамбле - ты не сыграешь как надо.

Среди плюсов работы в ансамбле Вуячича было и то, что он, главная звезда, разрешал своим артистам спеть несколько песен в своем концерте. Как правило, Юрий Антонов (в филармоническом приказе 1968 года он числился как исполнитель на ионике – электрооргане, предтече современных синтезаторов, названном так по торговой марке «Ионика» из ГДР), бас-гитарист Олег Жуков и саксофонист Анатолий Гордиенок выходили на 4-5 номеров. В своей книге «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент» музыковед Ольга Брилон пишет:

Антонов в составе "Тоники". Фото: Архив "КП"

Антонов в составе "Тоники". Фото: Архив "КП"

«Это были модные в то время мелодии советской и зарубежной эстрады, которые музыканты «снимали» по слуху. Так, Антонов солировал в популярной в 60-е годы, но значительно «осовремененной» песне Бориса Мокроусова «Хороши весной в саду цветочки», «битловской» Michelle и Unchain My Heart из репертуара Рэя Чарльза, Жуков пел I`m Her Yesterday Man. При этом все вместе подпевали друг другу, а на песнях Виктора Вуячича – ему самому. Это был единственный в истории ансамбля период, когда «Тоника» пела, притом с большим успехом».

Добавил к «Битлз» и Рэю Чарлзу свою первую песню

Еще в коллективе Синайского Юрий Михайлович сдружился с бас-гитаристом Олегом Жуковым, который вскоре прославится как поэт-песенник и первый соавтор маэстро. Антонов вспоминал, что в «Тонике» пел и вещь собственного сочинения - «О добрых молодцах и красных девицах», свою первую песню в принципе.

Да, как раз в ту пору Юрий Антонов и Олег Жуков стали успешными соавторами.

- Юра Антонов сочинял прекрасную музыку, а я писал тексты, - вспоминал Жуков первые совместные работы. - Написали вместе «Песню о добрых молодцах» и «Стой, не стреляй солдат» - в то время как раз шла вьетнамская война, и военные песни были в тему.

Жуков и Антонов долгие годы общаются и совместно пишут песни. Фото: Архив "КП"

Жуков и Антонов долгие годы общаются и совместно пишут песни. Фото: Архив "КП"

Но это далеко не все из ранних произведений, признавался Юрий Михайлович в программе «Сегодня вечером»:

- У меня есть какие-то мелодии, написанные в конце 1960 годов, середине 1960-х, но это были первые попытки. Я их никогда не опубликовывал, они лежат – и пусть лежат.

Добавим, что со временем Антонов и Жуков также создали также такие шлягеры, как «Жизнь играет с нами в прятки» (или просто «Жизнь»), которая прозвучала в уже названном фильме «Берегите женщин».

В творческом портфеле их тандема были «Не гаснут костры», «Горы, долины» и «От подножия к вершине» из ленты «Беларусьфильма» под названием «Приказ» (1987).

А еще – «Мой путь прост», Безумные роботы» и не только.

Отдельно стоит отметить историю создания песни «Люди встречаются». Антонов и Жуков услышали ее во время гастролей «Тоники» в Киеве, когда в свободный вечер отправились на концерт венгерского певца Яноша Кооша. Тот на ломанном русском в переводе, напоминающем набор слов, пел эту песню, которая в гастрольной программе называлась «Черный поезд». Попросив у музыкантов ноты, Олег Жуков написал ставшие знаменитыми слова на мелодию венгерского композитора Виктора Гаваши. А Юрий Антонов же сделал ее аранжировку и первым исполнил ее в ВИА «Поющие гитары».

Виктор Вуячич и Юрий Антонов. Фото: кадр из фильма (via-era.narod.ru)

Виктор Вуячич и Юрий Антонов. Фото: кадр из фильма (via-era.narod.ru)

Играл песню Высоцкого

«Тоника» запомнилась также тем, что в 1968-м Антонов засветился в ее составе в музыкальном телефильме «Чаму ж нам не пець?» («Отчего же нам не петь?», если по-русски) режиссера Владимира Орлова. Названная почти как известная белорусская народная песне, картина почти не включала в себя фольклорные мотивы. Зато прозвучали «Аисты» и «Песня о новом времени» - две песни Владимира Высоцкого, пару лет назад написанные им для ленты «Война под крышами» теперь уже белорусского киноклассика Виктора Турова. В телефильме же их пел не автор, а знаменитый исполнитель Виктор Вуячич под аккомпанемент своего ансамбля «Тоника». Там и играл на гитаре Юрий Антонов.

Заметим, что спустя несколько лет после описываемых событий Антонов познакомился с Высоцким, у которого были белорусские корни, да и своим творчеством он неразрывно оказался связан с Беларусью.

Виктор Вуячич и Юрий Антонов. Фото: кадр из фильма (via-era.narod.ru)

Виктор Вуячич и Юрий Антонов. Фото: кадр из фильма (via-era.narod.ru)

Раскрутил Вуячича на аппаратуру из Италии

Антонов в интервью программе «Наобум» рассказал, что в пору «Тоники» буквально заразился стремлением иметь хорошую и передовую аппаратуру.

- Мы ездили и закупали динамики в Риге. Там производились специальные динамики эллипсные, которые вроде выдавали что-то. У нас не было промышленности, у нас не было иностранных инструментов вообще! – рассказывал Антонов. - Мы делали огромные ящики, напихивали туда по двадцать динамиков, чтобы громко было.

Они, говорил артист, «издавали жуткий скрежет, звуки, зато на сцене стояли огромные солидные ящики». А позже, как Антонов рассказывал в ток-шоу «Наобум» (1995), он уговорил Виктора Лукьяновича на покупку (одним из первых в СССР!) голосовой системы Meazzi.

- Мы его там накрутили, и у югославов он купил, у одной из [гастролировавших] групп. У нас была фирменная аппаратура итальянская. И все смотрели на ревербератор: о, чудо какое, настоящий, итальянский. А раньше обыкновенный магнитофон возили как ревербератор…

В Минске впервые оказался невыездным

Кто знает, может, с покупкой инструментов у иностранцев и связана впервые возникшая во времена «Тоники» история со статусом Антонова как невыездного из Советского Союза музыканта. В программе «Акулы пера» (1995) Юрий Михайлович рассказывал:

- Вуячич уезжал на гастроли в Болгарию и Финляндию. Я оказался невыездной, меня не выпустили. Это меня, честно, потрясло. Я до этого не знал, что это такое. Мы знали, что есть «зарубеж» такой, но особенно не рвались туда, понимаете? У нас был свой «зарубеж» - Литва, Латвия: поехал в Вильнюс и уже почувствовал себя за рубежом. А тут такая поездка – Финляндия и Болгария. Вы понимаете, что это такое для человека, который жил в Минске, был музыкантом? И вдруг мне говорят: «Вы знаете, извините, Юра, вы не поедете».

Последнее фото Антонова в составе "Тоники" перед его уходом в "Поющие гитары". Фото: Архив "КП"

Последнее фото Антонова в составе "Тоники" перед его уходом в "Поющие гитары". Фото: Архив "КП"

В «Поющие гитары» пригласили прямо с гастролей

Но это потом. А летом 1969-го Антонова «переманили» (как он сам определил этот процесс) из «Тоники» в Ленинград, где базировался первый советский ВИА «Поющие гитары». Дело было на гастролях в Донецке. Там и пересеклись два коллектива, вспоминал в телеинтервью Юрий Михайлович:

- [Музыканты «Поющих гитар»] подходят после концерта ко мне – Женя Броневицкий и Саша Федоров – и говорят: «Юра, мы послушали, как ты играешь… У нас есть предложение перейти в наш ансамбль «Поющие гитары»?» А «Поющие гитары» были как «Битлз» в России! Я думаю: «Черт подери, «Поющие гитары»…» И говорю: «Хорошо, я согласен». И так мы вдвоем с Толиком Чижевским уходим в «Поющие гитары» (последний ушел не сразу, поскольку присутствует на летних фото «Тоники» 1969 года – Ред.).

В другом интервью Антонов, смеясь, вспоминал:

- На глазах происходил полный развал коллектива Виктора Вуячича, который я собрал два года! Я его собрал – я его и развалил, в конце концов. Беру грех на себя.

«Снегири» написаны для белорусском кино

Антонов всего несколько раз снимался в кино. В основном, у маэстро были небольшие роли - музыкантов, артистов. Так, играет Юрий Михайлович и в короткометражке «Незаконченная песня» (1983) киностудии «Беларусьфильм». Это история о том, как не получив поздравление от фронтового товарища в День Победы ветеран-танкист отправляется по его городскому адресу. Антонов тут появляется в кадре с гитарой как исполнитель песни «Снегири». (Кстати, за его спиной видны ворота Минска - дома на Привокзальной площади.)

«Снегири» - одна из двух посвященных Великой Отечественной войне песен Антонова. Историю ее создания артист рассказал в 1984-м, участвуя в эфире программы «Споемте, друзья!» Центрального телевидения вместе с отцом Михаилом Васильевичем:

Антонов в фильме "Незнакомая песня". Фото: кадр видео "Беларусь 3"

Антонов в фильме "Незнакомая песня". Фото: кадр видео "Беларусь 3"

- Кинорежиссер Анатолий Кудрявцев пригласил меня написать музыку к кинофильму «Незнакомая песня», который снимался на киностудии «Беларусьфильм». И когда он мне показал стихи лауреата Ленинской премии Михаила Дудина, то эти стихи меня настолько поразили, взволновали, что… В общем, получилась песня, которую я назвал «Снегири». Песня стала лейтмотивом этой телевизионной картины.

Юрий Антонов с фото отца в импровизированном "Бессмертном полке" на Первом канале. Фото: кадр видео

Юрий Антонов с фото отца в импровизированном "Бессмертном полке" на Первом канале. Фото: кадр видео

А еще Антонов добавил:

- В какой-то мере это песня адресуется и ему (отцу – Ред.), и его однополчанам, с которыми он переписывается, встречается. Эта тема не может не трогать молодое поколение. Эта тема вечная, действительно.

Тем временем собрали 7 фактов о том, каким был Петр Машеров, 15 лет руководивший БССР.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Белорусская биатлонистка Надежда Скардино шокировала признанием о трехлетнем сыне

Белорусская олимпийская чемпионка рассказала о спортивных успехах сына (читать далее)

В Минске с 1 марта начнется суд над Валерием Цепкало

В Минский областной суд на 1 марта из-за границы вызвали Валерия Цепкало (читать далее)

В Беларуси наложили арест на 24 торговых центра из-за налоговых махинаций

В Витебской области Госконтроль наложил арест на 24 торговых центра, а также квартиры, коттеджи и дорогие машины местного бизнесмена и шести его сообщников (читать далее)

В МИД Беларуси вызвали временного поверенного в делах Польши

Беларусь потребовала сократить число польских дипломатов и высылает из страны офицера связи Погранслужбы Польши (читать далее)

Шоу-бизнесИнтересное