Беларусь
+20°
Boom metrics
Общество3 июля 2024 10:00

Шесть фактов о монументе Победы в Минске, который был открыт 70 лет назад: архитектор нарисовал образ памятника на бинтах в фронтовом госпитале, а в конкурсе участвовало более 70 проектов

Монумент Победы открыли в Минске 70 лет назад 3 июля 1954 - что о нем известно
Петр КЛИМОВ
Монумент открыли 70 лет назад, в 1954 году. Фото: архив КП

Монумент открыли 70 лет назад, в 1954 году. Фото: архив КП

70 лет назад, 4 июля 1954 года, в Минске был торжественно открыт монумент Победы. Мы расскажем шесть фактов об этом величественном памятнике.

Площадь называлась Круглой, а дома на ней начали строить еще до войны

Площадь Победы, на которой установлен монумент, ранее называлась Круглой и начала формироваться еще до войны – в 1939 году. В соответствии с генпланом Минска здесь начали возводить два дугообразных в плане жилых дома. Это проект архитектора Романа Столлера. Но к 22 июня 1941-го закончили только многоэтажку по нечетной стороне, а напротив – еще строили. Привычный нам вид дома приобрели уже после войны, в 1947-м.

Соседние дома, которые стоят вдоль проспекта, строили уже по генплану 1946 года по проекту архитектора Михаила Барща.

Так могла выглядеть колонна на площади Победы.

Так могла выглядеть колонна на площади Победы.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

Как должна выглядеть площадь была решено в 1950 году, тогда же Совмин БССР объявил открытый конкурс на «проектирование памятника-монумента воинам Советской армии и партизанам, погибшим в боях за освобождение Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в 1941-1944 гг.».

Свои работы представили более 70 архитекторов и скульпторов из Москвы, Ленинграда, Минска, Риги и других городов - тут некоторые из них. Первая премия была присуждена проекту Георгия Заборского под девизом «Беларусь», читаем на archives.gov.by. Для разработки окончательного проекта памятника провели еще один конкурс. Лучшим был признан проект Георгия Заборского и Владимира Короля, который был замначальника Главного управления по делам архитектуры при Совмине.

На кадрах из фильма «Новый Минск» видно, как строится монумент.

На кадрах из фильма «Новый Минск» видно, как строится монумент.

Архитектор Заборский начал создавать проект памятника на бинтах от ран

Георгий Заборский – человек, который восхищает своей судьбой и работами. Здесь можно прочитать подробнее о жизни мастера. Что же касается монумента Победы, то никто, как Заборский, не мог прочувствовать пережитое в годы войны и воплотить это в камне.

25 июня 1941 года 31-летний архитектор пошел добровольцем на фронт. Георгий воевал под Оршей, Могилевом, Рогачевом и Смоленском. Ранения, полученные под Ярцевом, были тяжелыми.

Георгий Заборский вернулся в родной Минск в 1945-м. Фото: rntbcat.org.by

Георгий Заборский вернулся в родной Минск в 1945-м. Фото: rntbcat.org.by

В госпитале Заборский видел в своих мечтах возрожденный Минск и зарисовывал свои идеи, а ведь до Победы было еще очень далеко. Архитектор Виктор Волчек рассказывал, что когда он встретил Заборского в 1942-м в Челябинске, он с трудом узнал в исхудавшем солдате своего однокашника по Академии художеств. Но главное он был поражен, что в таком состоянии Заборский работал над проектом монумента победы для Минска. Работал, с трудом находя карандаши и бумагу.

«Бывший председатель Минского горисполкома Василий Шарапов утверждал, что Заборский из-за нехватки бумаги и картона создавал рисунки будущего обелиска даже на перевязочных бинтах», читаем в книге Якова Алексейчика «Имя на площади Победы».

Так выглядела площадь в 1980-м. Фото из энциклопедического справочника «Минск»

Так выглядела площадь в 1980-м. Фото из энциклопедического справочника «Минск»

Во время открытия монумента в 1954 году республикой руководил Николай Патоличев, бывший 1-м секретарем ЦК КПБ. Судьба распорядилась так, что во время войны он возглавлял обком в Челябинской области, а Троицк, где лечился Заборский как раз в Челябинской области.

«Тогда врачи предложили главе области зайти в палату и познакомиться с солдатом, который рисует эскизы будущего монумента Победы. Георгий Владимирович вспоминал: «Ему кто-то сказал, что в госпитале лежит ненормальный белорус, который проектирует памятник Победы. Это было начало 42-го года. Он со мной поговорил. А я только на левое ухо слышал… И слышу от него, что это нормальный человек, которому надо создать условия. И мне поставили ширмочку…».

Наверняка 4 июля 1954-го оба об этом вспоминали.

Архитектор Заборский на фоне памятника. Фото: кадр видео ctv.by

Архитектор Заборский на фоне памятника. Фото: кадр видео ctv.by

Горельефы созданы знаменитыми белорусскими скульпторами

Монумент имеет форму обелиска высотой 40 метров. Он облицован серым гранитом, а увенчан орденом Победы, высотой в 3 метра. Рассказывают, что выполнена звезда из бронзы и ломоносовской смальты – ее нашли в лаборатории Михаила Ломоносова в Ленинграде.

На четырех гранях цоколя обелиска размещены бронзовые горельефы, созданные белорусскими скульпторами: «9 мая 1945 года» - Андрей Бембель, «Слава погибшим героям» - 3аир Азгур, «Советская армия в годы Великой Отечественной войны» - Сергей Селиханов, «Партизаны Белоруссии» - Алексей Глебов.

У подножия - меч, увитый лавровой бронзовой ветвью. Стилобат выполнен из черного полированного лабрадорита, на нем находятся 4 бронзовых венка.

Под площадью создан мемориальный зал

В 1984 году, когда под площадью Победы ввели в строй одноименную станцию метро, сделали перепланировку. Прежде всего, из круглой она стала овалоподобной. А под землей основа монумента окружена кольцевой обходной галереей, связанной со станцией метрополитена. Галерея переходит в круглый мемориальный зал, посвященный памяти героев, павших во время Великой Отечественной войны. В центре его венок из художественного стекла с подсветкой изнутри. На стене бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза, именами 566 уроженцев БССР, участвовавших в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и удостоенных звания Героя СССР, а также посвящение им на белорусском и русском языках.

От выхода на площадь тянутся цепочки небольших гранитных блоков с надписями-посвящениями городам-героям и изображениями наград.

Памятник и прилегающая к нему территория несколько раз реставрировали. Последние работы велись в 2020-м - к 75-летию Победы.

Установка звезды на монумент Победы после реставрации. Фото: Юрий ИВАНОВ

Установка звезды на монумент Победы после реставрации. Фото: Юрий ИВАНОВ

Под площадью можно увидеть репродукции картин о войне

Проходя по недавно реконструированному подземному переходу под минской площадью Победы, минчане и гости столицы замедляют шаг, вглядываясь в репродукции картин, которые демонстрируются на стене у венка Славы.

В подземном переходе под площадью можно увидеть картины на тему освобождения Беларуси. Фото: архив КП

В подземном переходе под площадью можно увидеть картины на тему освобождения Беларуси. Фото: архив КП

Каждая из них рассказывает об одной из страниц истории Великой Отечественной войны и освобождения Беларуси от фашизма. Здесь мы рассказали об этих картинах.

Вечный огонь зажгли в 1961 году

На открытии монумента в 1954-м от имени воинов минского гарнизона выступил генерал-лейтенант Алексей Бурдейный. Во время освобождения Минска в 1944 году он командовал 2-м гвардейским Тацинским корпусом. Один из танков теперь стоит на постаменте у Дома офицеров. Подробнее о том, как освобождали Минск 80 лет назад 3 июля 1944-го: танковый прорыв, бои на проспекте, овладение мостами через Свислочь, взятый с ходу вокзал и удар по убегающим колоннам врага на Кальварии.

3 июля 1961 года, в день 17-й годовщины освобождения Минска, почетный гражданин города Герой СССР генерал-полковник Бурдейный зажег у подножия памятника Вечный огонь.

Площадь Победы - сердце Минска.

Площадь Победы - сердце Минска.

Фото: Павел МАРТИНЧИК. Перейти в Фотобанк КП

Ранее мы писали как Минск получил звание «Город-герой» 50 лет назад - 26 июня 1974-го: «О сражающемся Минске рассказали так, что звание не могли не дать».

Еще рассказали про драмы жизни и удары судьбы генерала-белоруса Любарского, который с июня 1941-го на фронте Великой Отечественной войны не расставался со скрипкой модели Страдивари.